Забота о вайшнавах

1 января 2013 - Вишишта даса

Автор: Вишишта даса

Впервые о духовной заботе я услышал через 5 лет, после присоединения к движению Шрилы Прабхупады. Факт говорит сам за себя – раньше о заботе не говорили. Настоящий «бум» заботы начался после первого приезда Радханатха Махараджа в Россию, когда он представил изумлённым преданным систему, существующую в Чоупати. Эта система включала в себя менеджмент, проповедь, образование, заботу. Махарадж действительно олицетворял собой то, о чём говорил. И у нас, в храмах России, во время джапы появились первые кружки совместно читающих джапу преданных. Появились первые идеи кураторства младших старшими. Появились первые списки кураторов и курируемых на досках объявлений. Подхватили идеологию заботы целые движения – например, бхакти-врикша и намахатты. О заботе стали говорить лидеры, указывая на то, что проекты для нас важнее людей. Так уж повелось, говорить это начали именно те, кто занимался большими проектами.…  Появились размышления преданных на тему «почему люди уходят из нашего движения». Не остались в долгу и «косвенно-духовные проповедники» — лекции о заботе стали распространяться «ведическими» психологами, особо передовые из коих, предложили ввести в храмах образование в сфере соционики, чтобы все друг друга понимали: кто «Гексли», кто «Достоевский» и не доставали бы друг друга своими врождёнными косяками. Некоторые пошли ещё дальше, предложив наложить соционику на варнашраму и определять варну по социотипу. Воистину, идеи новаторства не ограничены никакими рамками в среде боговдохновенных молодых людей. Так «забота» зашагала семимильными шагами по территории ИСККОН в России.

                — Как же вы жили в диком варварстве до наступления благополучных 2000х? – спросит нас современный, недавно присоединившийся вайшнав.-  Как вы не успели разрушить движение, не зная основ соционики, психологии мужчины и женщины, не зная секретов счастливой семейной жизни, фанатично проповедуя об отречении? Как вы вообще не стали моральными или психологическими инвалидами, не зная о заботе в общинах вайшнавов? Вы были асоциальны, дезинтегрированы, дезориентированы и т.д.

                В этой небольшой статье я хочу схематично проанализировать некоторые проблемы, связанные с современными представлениями о заботе и представить альтернативное понимание заботы, ВСЕГДА существующей в обществе вайшнавов, не выходя за рамки самодостаточной традиции гаудийа-вайшнавизма.

 

Первая проблема, с которой столкнулся лично я, придя в контакт с молодыми преданными, воспитанными на современном понимании заботы – их подсознательный запрос на потребительство. Им целенаправленно (ибо такова идеология) внушили, что в нашем обществе забота первична, а особенно забота о новичках. В результате такого обучения, у них возникло отождествление себя, с потребителями продукта, называемого «забота», в качестве же поставщика заботы, должны выступать, естественно, старшие. Отсутствие «привычной» реакции со стороны старших приводит к чувству обиды, так как заложенная от природы (8 400 000 жизней и более) и, подкреплённая философией идея заботы подразумевает в первую очередь одностороннюю передачу грубо и тонкоматериальных благ от старших к младшим. Это в корне противоречит традиционным установкам в религиозной и особенно в вайшнавской среде, и как следствие, даже само нахождение таких неофитов в обществе вайшнавов, что уж говорить о дальнейшем их прогрессе в СК, оказывается под вопросом. В традиции младшие служат старшим в умонастроении смирения, из чувства долга и готовности совершать аскезу, исключающем даже намёк на получение вишайи — грубого или тонкого наслаждения или так называемого комфорта. Взамен  они получают ЕСТЕСТВЕННУЮ РЕАКЦИЮ в форме духовного знания и покровительства (заботы) старших. Такова естественная забота, не требующая формализации, назначения, одобрения, специального образования и т.п. Причём, трудно сказать что первично, а что вторично, скорее эти отношения складываются одновременно, так же как у беспомощного ребёнка принятие прибежище у груди матери совпадает по времени с её инстинктом дать ему защиту. Воспитание мягкотелых, подсевших на «заботу» новичков создаёт далеко идущие перспективы для социальных проблем в нашем обществе, так же как ребёнок, воспитанный мамой без отца вырастает, как правило, избалованным и непослушным. Этот дисбаланс либеральной женской заботы, доминирующей над мужской, дисциплинирующей, не присущ успешным обществам, коим является и ведическое общество.

 

Другой проблемой, неизбежно появляющейся из идеологизации заботы, является торговля продуктом под названием «забота». Поскольку для новичков, а подчас и для старых преданных, разница между духовным и тонкоматериальным не всегда очевидна, а лидеры стремятся наикратчайшими путями решить личностные проблемы у эмоционально незрелых членов общества (юкта-вайрагья), в религиозную группу беспрепятственно, а иногда и с «благословения» проникают проходимцы всех мастей, умышленно или неумышленно спекулирующие на заботе. Постепенно, изначальное неискажённое восприятие заботы в духовном обществе заменяется на ущербные, придуманные материалистами костыли, на МАТЕРИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМ. Всё это в свою очередь ведёт к развитию философских и поведенческих отклонений и кульминирует в легальном бизнесе:  психо-забота и коучинг за деньги, где роль психо-гуру-коуча-куратора играет мотивированный преданный, неготовый легко расстаться с клиентами. Как известно, в том, чтобы люди болели, заинтересованы, прежде всего, врачи…. Но дело даже не в этом, а в том, что в общество преданных  пробирается карма-канда — бизнес под личиной помощи и всё это принимается как норма жизни новыми присоединяющимися преданными.

 

Далее, в храмах и в городских сангах на сцену выходит назначаемое кураторство с целью стандартизировать и формализовать помощь, эстафету официально принятой идеологии подхватывает намахатта и бхакти врикша. В связи с нехваткой зрелых преданных, у которых с новичками возникают естественные отношения заботящегося и «под-заботного», а также в связи с идеологией быстрого массового расширения, внедряется СИСТЕМА конвеерной заботы, предназначенная показать хоть какую-то видимость человечности нашего движения. Поскольку нового пока придумать ничего не смогли, пользуемся всё той же кармической психологией, изучаем ораторство, искусство участливого слушания собеседника…. К сожалению, не всех можно обмануть кажущимся дружелюбием атмосферы. Неофитство характеризуется именно неспособностью правильных ЕСТЕСТВЕННЫХ отношений с окружающими и люди продолжают массово приходить и уходить. ЭТО НЕ РАБОТАЕТ.

 

Как результат «психо-заботы», в которой истина ставится не на первое место, а на первое место ставится эмоциональное состояние человека появляется особая форма заботы: укрывание правды о реальном положении дел в обществе, о проблемах, как лидеров, так и всего общества. Существует опасность, что мотивированный менеджмент и авторитаризм харизматичных лидеров под предлогом обучения "видению пчелы" (т.е. видения только хорошего), не только не воспитывают должных качеств у некритически мыслящего неофита, а наоборот одурманивает их разум, вынуждая видеть в анартхах «наставника» духовность. Наставник же страдает от вынужденного лицемерия и гордости из-за преждевременного принятия на себя роли лидера. Возникает круговая порука. Чревато в перспективе. Общество может превратиться в очередную "организованную" религию с обманщиками и обманутыми. То, против чего предупреждал нас Шрила Прабхупада.

 

Теперь попробуем задаться вопросом:  а у нас в Движении, когда не было такого ажиотажа вокруг заботы, заботились ли друг о друге? Заботился ли Шрила Прабхупада о своих учениках и как он заботился?

 

По моему мнению, забота у нас была всегда, просто об этом не говорили, а делали. В действительности всё, что у нас есть в Движении – не что иное как проявление заботы. Шрила Прабхупада, как заботящийся отец, дал нам метод, как стать счастливым. Не 108 методов, а ОДИН метод, заключающийся в совместной практике преданного служения. Какие виды духовной заботы существуют? — совместная харинама-санкиртана, проповедь, вайшнавское образование, совместная социальная деятельность, такая как воспитание детей в СК, Пища Жизни, чтение Бхагаватам, Святая Дхама, служение вайшнавам, сельхоз общины. Всё это объединяется одним простым понятием: садху-санга и отказ от асат-санги. Таким образом, вопрос «существовала ли раньше забота?» отвечен. ДОЛГ НАСТОЯЩИХ ЗАБОТЛИВЫХ ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ПРАКТИКИ САДХАНЫ И ОДУХОТВОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ вайшнавов, а не в создании искусственной психологическо-эмоционально-псевдо-духовной зависимости новичков от самих себя.  Эмоциональная связь должна возникать как следствие правильной заботы, рождённой из совместной духовной практики, а не как основа заботы.

 

Может ли заботится каждый?: заботиться о духовном благе новичков могут только состоявшиеся вайшнавы, развившие качество сострадания (мадхйама). ДУХОВНОЙ заботе научить невозможно, и никакой изобретённый впопыхах «ведический» психо-суррогат не заменит нам естественных вайшнавских, человеческих отношений. Я конечно же не подразумеваю отказ от обучения правильному поведения и построения отношений, скорее я выступаю против излишней идеологизации, читай, политизации, термина духовная забота. Политизация различных сфер религии убивает подлинную духовность и переворачивает все понятия с ног на голову. Правда становится ложью, а ложь правдой. Книги Прабхупады перестаются пониматься в буквальном значении, вместо этого на религиозной сцене появляются актёры разговорного жанра. Не могу также согласиться с внедрением в среду вайшнавов чуждых нам философии и практики под предлогом юкта-вайрагйи. Философия и практика гаудийа-вайшнавизма — самодостаточна и именно ей нужно учиться пользоваться для решения насущных проблем. У нас есть самодостаточный вайшнавский этикет не нуждающийся ни в чьих дополнениях и коррективах. У нас есть объективное описание законов материального и духовного миров, которые не меняются в отличие от спекулятивного знания, предлагаемого материалистичными эмпириками.

 

Забота в вайшнавских поселениях.

 

Можно сказать, что многие искажения и проблемы, как социальные, так и личностные возникли вследствие неправильного, нездорового образа жизни. Несмотря на декларацию общинности и всеобщей заботы в нашем движении, пока всё это остаётся популярными лозунгами, являющимися ещё одной формой лицемерия. В ГОРОДАХ ОБЩИН НЕТ и при нынешнем положении дел идея общинности остаётся утопией вследствие отсутствия общих интересов у людей. Вайшнавская философия и идеология остаются таковыми только в теории, практическая же жизнь большинства адептов нашего движения не претерпевает никаких изменений.

 

В действительности, вайшнава не требуется обучать заботиться, так же как не нужно обучать мать заботиться о своём новорожденном ребёнке. Попытка формализовать духовные принципы – зло для духовного сообщества. Это сродни формализации и других аспектов отношений, таких, как, например, гуру-ученик. Проблема культуры отношений не решается резолюциями, насаждаемыми правилами и лозунгами. ЭТО НЕ РАБОТАЕТ. Нужно в первую очередь подумать о том, почему вообще мы нормальные человеческие отношения пытаемся загнать в какие-то формально-бюрократические рамки организации. Ответ прост: потому что у нас этих простых человеческих отношений нет или мы их боимся. Боимся, что они выйдут из-под контроля. Страх указывает на нашу собственную ущербность — бхайам двитийа абхинивешатах сйат (ШБ 11.2.37). Страх личностных отношений загоняет в угол имперсонализма. Мы можем собрать экстатично воспевающюю толпу в семь тысяч человек, но если мы поселимся вместе, то случится большая война. Коренной причиной большинства социальных и личностных проблем не только в нашем движении, но и в обществе в целом я вижу именно в неправильном или, скорее, неестественном образе жизни в контексте урбанистической цивилизации «полированных животных». Несмотря на огромные скопления людей в одном месте, эти люди страшно одиноки. Каждый борестя за индивидуальное выживание, по-рабски работая ради простого набора счастья — телевизор, компьютер, представитель противоположного пола в кровать и супермаркет. На большее рядовому обывателю не хватает времени или сил: " По ночам такие завистливые домохозяева спят или занимаются сексом, а днем зарабатывают деньги или заботятся о членах своей семьи. В этих занятиях проходит их жизнь." ШБ 2.1.3 Преданные, живущие в городах по правилам кармического общества не являются исключением из общего правила, будучи неспособными избежать разлагающего влияния города, особенно мегаполиса, на своё сознание.

 

Жизнь на вайшнавском поселении призвана решить все проблемы одним ударом. Вайшнавское поселение заполняет все прорехи и недостающие звенья нашего движения, открывая никому не снившиеся перспективы развития индивидуального и социального. В городе рождение детей, заработок денег, социализация, поддержание статуса кво и просто семейная жизни являются факторами, отвлекающими человека от духовной жизни. В вайшнавской деревне все эти вещи приветствуются, являясь инструментом нашего служения обществу преданных. В деревне НУЖНО стать праджапати, чтобы заселить её вайшнавами, в городе – ребёнок – обуза и рождают его только для собственного чувственного удовлетворения. В деревне не нужны "костыли" назначаемой заботы и не нужна идеология — всё это самоочевидные факты. Без нормальной человеческой взаимозаботы в деревне просто не выжить ни  духовно ни социально или экономически.

 

Гукрукулы, самодостаточная экономика, богоцентрическая социальная организация, интенсивная практика садханы кульминирующая в любви к Богу – другими словами жизнь, полностью задействованная в преданном служении – ожившая сказка, или теория городского полированного грихастхи-мирянина, умеющего только жертвовать и посещать храм раз в неделю с наиболее вероятной перспективой продолжать путешествия по материальному миру? Выбор за каждым из нас.

 

Рейтинг: +7 Голосов: 7 4894 просмотра
Комментарии (6)
Вриндавана Чандра дас # 1 января 2013 в 14:51 0
Еще одна прорывная статья. Слава Богу, вдохновение не покидает нас. Меня тоже посещает, но лишь иногда, а в остальное время бывает и ощущение безысходности, но важно, когда мы поддерживаем  вдохновение друг друга новыми работами и достижениями, это самая лучшая поддержка, вместе с кем-то двигаться в одну сторону значит и разделять с ним взгляды по сторонам, и разделять взгляд вперед.

Вишишта:
В традиции младшие служат старшим в умонастроении смирения, из чувства долга и готовности совершать аскезу, исключающем даже намёк на получение вишайи грубого или тонкого наслаждения или так называемого комфорта. Взамен  они получают ЕСТЕСТВЕННУЮ РЕАКЦИЮ в форме духовного знания и покровительства (заботы) старших. Такова естественная забота, не требующая формализации, назначения, одобрения, специального образования и т.п. Причём, трудно сказать что первично, а что вторично, скорее эти отношения складываются одновременно, так же как у беспомощного ребёнка принятие прибежище у груди матери совпадает по времени с её инстинктом дать ему защиту.

Постоянно как будто ловлю недоуменные вгляды в ответ от институцинально "заботящихся", когда косвенно отвергаю их такую полу- или недо- заботу по отношению к младшим, выраженную в их попытках решать духовные проблемы материальными методами. Но мы говорим о необходимости иного типа заботы, подразумевающей в чистом виде настоящее духовное прибежище - ни больше, ни меньше. Опору на материальном мы не называем собственно заботой, т.к. такая забота подменяет и обманывает людей и самих себя, она нацелена на науку получения комфорта, а не на науку получения исключительной - прибежищной - связи с гуру и Кришной. Гуру и ученики, которые обманывают себя и, соответственно, друг друга - пытаются выдать продукт заботы, любви и пожелания счастья за самодостаточную сущность, приводящую нас всех - потребителей этого продукта под разными соусами - к Богу.  Но наша истинная забота обозначает полное НАДматериальное покровительство и принятие такого покровительства, в первую очередь (и главным образом) это должно происходить в сфере полного предания себя Кришне в авторитетной небюрократической системе парампары в совместной киртане. Не на словах, взятых из институциональных решений и резолюций, - дескать, слушайся местное руководство, и так ты вернешься к Кришне - а реально ощутимое духовное продвижение к Кришне под небезразличным и фактически осуществляемым руководством своего гуру, в естественно проистекающем из этих отношений настроении преданности. Пусть сложно установить, кто больше ответсвенен за возникновение такой неинституциональной заботы - гуру или ученик, - пусть это обоюдозависимый непродуктовый феномен, но возникновение его вполне возможно в соответствии с указаниями писаний и Шрилы Прабхупады, благодаря которому парампара должна иметь продолжение в своих подлиных аутентичных истинах, не подлежащих никаким изобретательским подменам. Но ответом на это пока является пассивное недоумение.
Premamrita das # 6 января 2013 в 21:34 +1
Очень интересный анализ.
Благодарю, Вишишта прабху.

Побывал и в роли "подзаботного" и в роли "заботящегося". Благо заботились обо мне очень хорошие вайшнавы, которых я искренне люблю и уважаю, а вот роль "заботящегося" надолго отбила у меня всякую охоту быть участником программы кураторства.

Общался недавно с Садху Махараджем на Говардхане.
Интересно, одной из главных трудностей на пути к созданию общины он видит неспособность преданных жить вместе. Он говорит, что общий уровень культуры очень низок, что преданные религиозно, внешне приняли вайшнавские истинны, при этом совершенно неспособны развивать и поддерживать настоящие живые отношения друг с другом. Что уж говорить о том, что б быть реальным воплощением, носителем вайшнавского мировоззрения. Поэтому, насколько я понял его идею (очень не хочется быть испорченным телефоном), вначале, в результате живого неформального, настоящего образования и истинной духовной заботы зрелого вайшнава, совместного служения и киртана, должна образоваться группа взрослых, разумных, ответственных преданных, умеющих общаться друг с другом, ценить вклад каждого. Естественным образом у такой группы-общины со временем возникает потребность, необходимость в храме, в сельхоз общине, в гурукуле. Поскольку эта необходимость очевидна для каждого, это поможет им перенести все тяготы совместного поднятия целины.

Что-то в этом роде. Из того, что я ухватил.

В этом он видит причину неудач многих попыток создания сельхоз общин. Преданные загорелись идеей-лозунгом:"Всем в деревню!", приехали, а там реальность, а терпеть друг друга, решать конкретные а не выдуманные задачи ни кто не готов, не хочет, ленится. Поругались. Разъехались.

У меня вопрос, Вишишта прабху, а почему эта статья только для зарегистрированных пользователей? Почему не на кришна.ру? Неужели цензура не пропустит?
Жаль. Я вижу вновь и вновь печальную картину того как разумные, вдумчивые, зрелые вайшнавы пытаются что-то сделать, но каждый сам за себя, объединяя вокруг себя единомышленников - последователей, младших преданных. Как жаль что что-то по-прежнему мешает им(вам) пахтать нектар совместной санги. Я упоминал о Вас и Садху Махараджу и Вивасвану прабху, который, кстати, тоже похоже сельхоз общину мутит где-то на юге. Ни кто ни чего не знает. Сдается мне, что и их печальный или позитивный опыт, понимание проблемы и видение ситуации остаются для Вас лишь догадками. А вот так, встретиться, попеть киртан, пообщаться, поделиться мыслями, опытом. Неужели не интересно, не важно, нет времени, не возможно? Ни когда не забуду как я вдохновился служа месяц Ниранджана Махараджу на Говардхане. Каждый вечер к нему в комнату приходили Буриджан прабху, Гопи парана дхана пр, Дханурдхар Махарадж, Кешава Бхарати Махарадж, Партха Саратхи Махаарадж. Часа по 2-3 они общались все вместе. Читали что-то, иногда пели, смеялись, пили чай. Эх...

Пожалуйста, не серчайте, если я что-то грубо написал.
Жаль, что Вы во Вриндаван не заедите в этот раз.
Удачи и всего хорошего.
Харе КРишна.
Вриндавана Чандра дас # 6 января 2013 в 23:21 0
Я бы не стал отдавать Вишишту в зону каких-либо громких имен, из принципа. Ему удалось один раз выбраться из сферы высоких полубогов, и слава же Богу! Почему другие встречи, с какими-то неизвестными никому обычными преданными-единомышленникамми должны делать его обделенным каким-то особым нектаром? Тайные встречи с прославленных "зубрами" вайшнавизма, доступные лишь единицам, помимо очевидной всем - имиджевой - пользы могут и серьезно подорвать способность реально оценивать себя и других. Вот, представьте, к примеру, пошло дело в Кукуйке с десятикратным успехом, все строится, люди едут, мост наконец сказочный возвели, храм наконец построили для бхактивайбхавы, и все это - наш Вишишта! Заслужил Вишишта наконец того, чтобы о нем стали говорить широко, и даже "зубры" обратили внимание. И захотели "зубры" призвать его к себе на встречу, чтобы сделать одним из них, чтоб на облаке людской славы плавать, коли Вишишта не станет противиться, а за честь сочтет сие благородное событие. И приедет Вишишта к высоким руководитеям, и почувствует там себя тем, кто что-то уже все-таки знает, реальным авторитетным преданным, которого ценят уже не потому, что он красиво говорит, а потому что собственной кровью и потом возвел пример для подражания, в общем уже не просто мыльный пузырь очередной. Не просто шапкозакидатель. А тот, кто сам себя сделал, и теперь достоин общества самых лучших. Чтобы с ними там на облаке решать наиболее глобальные вопросы. Ведь это логично. И таковы негласные законы мира. Самые лучшие должны лететь на облаке и вершить оттуда судьбу других живых существ. На них должны ориентировтаься простые люди, иначе они не смогут прогрессировать без великих предводителей, либо выбирут себе каких-то недостойных лидеров, простых балаболов, и тогда вообще деградируют. Чувствуете, какова цена успеха? Так что успеет еще Вишишта пообщаться с известными именами, хотя бы потому что долг перед человечеством его обяжет принять приглашение прочих прославленных мужей взойти к ним на облако. Это не сарказм, а такова реальность, по другому практически никогда не бывает, т.к. люди в основном всегда руководствуются благими намерениями и очень сложно не пойти по проторенной другими великими людьми тропе. А пока можно ведь не форсировать? Не ориентироваться на громкие имена можно? Опыт у них там бесценный, бесценное мнение - это все понятно, но может быть пока Вишиште лучше не рисковать, а довольстоваться нашим бесславным народным общением? Святой народ, священный люд, мудрость земли, друзья и братья и все такое прочее, простое, без особых святейшиств.
Вишишта даса # 7 января 2013 в 06:26 0
Вриндаван:
Ему удалось один раз выбраться из сферы высоких полубогов, и слава же Богу!

Думаю, что у меня уже иммунитет возник на полубожие  bigsmile

Для того, чтобы войти в сангу Аиндры прабху нужно было согласиться мыть туалеты в брахмачари ашраме Кришна Баларам Мандира. Про то, кого считаю единомышленниками, написал ниже и, боюсь, что вряд ли изменю своё мнение когда-нибудь по этому вопросу.
Вишишта даса # 7 января 2013 в 05:39 +1
Премамрита:
У меня вопрос, Вишишта прабху, а почему эта статья только для зарегистрированных пользователей? Почему не на кришна.ру?

Здесь на сайт иногда заходят всякие ритвики и матховцы. Не хочу им давать дополнительный повод для критики, да ещё со ссылкой на меня. Что касается кришна.ру, то туда серьёзные статьи писать нет смысла даже. Это сразу окажется в закрытом разделе. Не вижу в общем-то проблем, почему интересующийся поселениями не может зайти сюда и зарегистрироваться. Я код всем даю.

Жаль. Я вижу вновь и вновь печальную картину того как разумные, вдумчивые, зрелые вайшнавы пытаются что-то сделать, но каждый сам за себя, объединяя вокруг себя единомышленников - последователей, младших преданных. Как жаль что что-то по-прежнему мешает им(вам) пахтать нектар совместной санги.

Я пахтаю нектар. Мне вот на днях сказали, что я единомышленник с Сурешварой прабху. Я корректно промолчал. Слушаю его лекции сейчас. Только не чувствуется, что мы единомышленники пока. Размышлял о том, кого же я считаю единомышленником и пришёл к тому, что это те, кто копается со мной в навозе в деревне и с кем мы вместе таскаем на горбу песок с одного берега на другой. Ну или не только со мной, а вообще, кто делает то же что и я в любом другом месте. Делает, а не говорит. И притом не боится запачкать белы руки в процессе. Остальных, вещающих теории с трибун я просто не воспринимаю ни в роли единомышленников, ни в роли идеологов. Не интересно. Теорию могу рассказать лучше многих из них. Периодически мне рекомендуют послушать чьи-то лекции, чуть ли не навязчиво. То Вайкунтханатха из развалившейся "Новой Индрапрастхи", то Дханешвары прабху (которого я очень уважаю, читаю и беру многое на заметку), то Садху Махараджа, то, вот Сурешвару прабху. Прошу прощения, если я оскорбляю кого-то своим нежеланием слушать тех, кто пока ничего путёвого не сделал (здесь конкретно говорю про создание общин на поселениях). Это - 100% моя ложная гордость говорит, я ведь тоже ничего пока не сделал. Очень надеюсь, что и мои лекции никому из них настоятельно не впаривают. В основном слушаю Бхакти Видйапурна Свами. Меня вдохновляет его понимание философии и я вижу, что он реально сделал. Читаю книги Бхактирагхавы Свами потому что он ЖИВЁТ вместе с учениками в деревеньке в Южной Индии. Я слушаю Бхакти Викашу Свами, потому что он бескомпромиссен и чист, знает глубоко традицию и сам живёт просто. Я читаю опыт Шиварама Свами и поражаюсь, насколько мы близко подошли к тем же самым идеям (теоретически), которые он считает ключевыми для успеха. С некоторыми из перечисленных вашнавов у меня получается общаться, с другими из них я общаюсь через слушание их реализаций. Так что нектар пахтается вовсю, просто не вижу необходимости об этом где-то постоянно рассказывать.

С Вивасваном, чувствую, мы шли параллельными курсами. По многим параметрам наши взгляды совпадали - по вопросам образования и по вопросам построения общины. Я общаюсь со всеми, кому реально интересна тема, кто ей живёт, а не теоретизирует. В этом смысле не делю вайшнавов на высшие и низшие ранги. Думаю, что у нас должны появиться "лидеры новой эпохи" - со старыми установками общество не построить blow . Быть с народом - подразумевает простоту.

Я упоминал о Вас и Садху Махараджу и Вивасвану прабху, который, кстати, тоже похоже сельхоз общину мутит где-то на юге. Ни кто ни чего не знает.

Странно. Я-то о них знаю, несмотря на то, что сайтов у них нет.

Сдается мне, что и их печальный или позитивный опыт, понимание проблемы и видение ситуации остаются для Вас лишь догадками.

Может мой опыт для них - додадки? Прежде чем начать поселение, я собрал достаточно большой опыт разных удачных и неудачных поселений (не только вайшнавских), пообщался с некоторыми очевидцами. А сейчас за три года уже свой опыт появился. Опыт Кандынки для меня лично был неожиданностью. Ещё задолго до того, как их там разломали, мы в стратегии отметили - начинать организацию поселения нужно со связей с общественностью и со строгого ведения документации. Просто интуитивно чувствовали, что страна наша не очень дружественна по отношению к представителям религиозных меньшинств. Конкретно кандынский опыт естественно привёл к тому, что я не интересуюсь идеями Садху Махараджа, хотя и не закрываюсь для диалога. Каюсь.  13cad185 Про опыт Вивасвана прабху в сфере поселений я действительно не знаю. У него реально что-то есть уже, чтобы делиться опытом?

Ни когда не забуду как я вдохновился служа месяц Ниранджана Махараджу на Говардхане. Каждый вечер к нему в комнату приходили Буриджан прабху, Гопи парана дхана пр, Дханурдхар Махарадж, Кешава Бхарати Махарадж, Партха Саратхи Махаарадж. Часа по 2-3 они общались все вместе. Читали что-то, иногда пели, смеялись, пили чай. Эх...

Вы же не думаете, что мы этого лишены и что санга ограничивается этими двумя вайшнавами из России (Вивасваном и Садху Махараджем)? У нас есть своя санга с чаем и всем остальным. Страна большая наша, вот и встречаемся редко. Даже вот, с Вриндавана Чандрой ни разу не видели друг друга вживую, а уж два года как друзья и даже, единомышленники. С Вивасваном увижусь в этом году на Гаура Пурниме, спрошу, чего он там "мутит"  smile С Садху Махараджем лично не знаком и возможности не предоставилось пока - я сторонник естественно возникающих отношений (я оскорбитель, простите меня ещё раз его последователи!).

Во Вриндаван я, кстати, заеду на пару-тройку дней. У нас самолёт 31го марта, так что числа 28го буду там. Может увидимся.
Premamrita das # 7 января 2013 в 15:34 0
Благодарю за развернутый ответ.
Интересно.

Про опыт Вивасвана прабху в сфере поселений я действительно не знаю. У него реально что-то есть уже, чтобы делиться опытом?
- Вы правы на счет опыта.

Вы же не думаете, что мы этого лишены и что санга ограничивается этими двумя вайшнавами из России (Вивасваном и Садху Махараджем)? У нас есть своя санга с чаем и всем остальным.

Верно. Вспомнил прекрасную фотку где-то на сайте Вы, Ришабхадев и еще пяток веселых вайшнавов. )))

Во Вриндаван я, кстати, заеду на пару-тройку дней. У нас самолёт 31го марта, так что числа 28го буду там. Может увидимся.

Заходите на даршан к Аиндре прабху. Нитай Сачи Сута все так же прекрасны.

Харе Кришна.