Автор: Вибхути-шакти дас
Время имеет свою власть. Приход эпохи Кали не смогли остановить ни мощь императора Парикшита, ни жертвоприношение брахманов. Время надо чтить – оно и созидатель, и учитель, и разрушитель. И ответы на вопросы: что мы приобрели, чему научились, от чего избавились? – тоже дает время.
2008, 1998, 1988, 1978 – все эти годы являлись своеобразной точкой отсчета в мини эпохах как общества сознания Кришны на территории бывшего СССР, так и общества в целом.
1978 год можно считать началом эпохи движения сознания Кришны в нашей стране. Первые преданные начали проповедовать, пока скрытно, подпольно. Постепенно, по одному стали появляться люди, принимающие религиозное учение и практику в противостояние к атеистической идеологии страны. Также постепенно КГБ начало отслеживать инакомыслящих и начались аресты, суды, репрессии, пытки. Вера, а точнее, – верность в то время проверялась тюрьмами, психбольницами, давлением общественности, семейными скандалами и угрозами. Страшной деструктивной сектой «сознание Кришны» пугали молодых комсомольцев и наивных строителей коммунизма. Здоровье десятков преданных того времени было подорвано тюремным заключением по статье «за умышленное причинение вреда своему здоровью», т.е. за вегетарианство. Некоторые не выжили при издевательствах и пытках.
В 1988 году страна вступила в активную фазу перестройки и преданные были выпущены из тюрем и психбольниц. Стала зарождаться легальная проповедь: книги можно было распространять открыто, также петь на улицах, проводить встречи и лекции. Государство как бы чувствовало вину и пребывало в растерянности. Далее начали официально регистрировать общины сознания Кришна – в Москве, в Ленинграде, в Киеве и других городах. Все общество находилось на разломе от умирающего социализма к зарождающемуся капитализму. Народ еще жил моралью 70-тилетнего наследия, а мыслить уже хотел по-новому. Напечатанные на русском языке книги были официально завезены в страну и, будучи единственными на рынке религиозной литературы, естественно, не могли не привлечь к себе внимания самой читающей нации мира.
Началась эпоха распространения книг. Люди становились в очередь, чтобы приобрести три книги по цене в половину зарплаты советского инженера. В городах возникали ашрамы и проповеднические центры. Помню, как учил нас легендарный Бхараджадж: стоит выйти на центральную улицу, ударить в мриданг и в этом городе уже можно открывать Храм. Молодые ребята и девушки приходили жить в ашрамы и с первых дней присоединялись к распространению книг. Сначала носили книги рюкзаками, потом перевозили машинами, потом вагонами и самолетами. Своего апогея распространение книг достигло в 1996 году – в год празднования столетия Шрилы Прабхупады. Все были уверенны, что так будет всегда. Но… в 1998 году начался спад. Уход Харикеши и последовавшие за этим московские события повергли в шок и в смятение. Финансовый кризис добавил перцу, и было очевидно, что время перевернуло исписанную страницу, чтобы продолжить историю с нового абзаца. Новый курс доллара, новые трудности, новые возможности.
Ашрамы стали рассыпаться и их составляющие – брахмачари и брахмачарини – распространители книг, начали создавать свою личную жизнь по всем правилам рыночной экономики, вступившей в свои права. Потерянный дух и динамика до сих пор вызывают ностальгию, а у некоторых депрессивную ностальгию. Но это время развернуло взгляд вовнутрь самого движения. Приезд Лакшми Нараяны прабху зародил философскую и культурную основу для проповеди сознания Кришны. Как ни пытался Нитай Чайтанья прабху противопоставить этому стихийные харинамы по базарам – не прижилось. Только организованные фестивали, семинары и образовательные программы принимались обществом, и впервые сознание Кришны перестали отождествлять с «Белым братством» и чуждой деструктивной сектой. В движение стали приходить новые и новые люди, принимая практику сознания Кришны, и вокруг Храмов стали формироваться общины. Общество получило возможности для строительства Храмов, приобретения земли и для создания важных проектов. Время дало полномочия на образование, развитие и личностный рост. Появились новые понятия: забота и наставничество. Всё это подталкивало к преобразованию религиозности в духовность, догматизма в культуру, - в этом нуждалась сама жизнь, нуждались люди.
2008 год под свой конец объявил о начале новой эпохи «звонком» мирового финансового и политического кризиса. Возникла реальная угроза сбыться всем предсказаниям. Если следующее десятилетие – это эпоха кризиса, то становится понятно логика предыдущих трех десятилетий, схожих с периодами взросления: сначала – детское упрямство, потом – юношеский максимализм, и потом – наполнение умом-разумом.
Итак, первое десятилетие формировало характер и верность. Второе – дух и миссионерство, третье – разум и человечность. И четвертое десятилетие – это уже зрелость. ИСККОН как организация обязан был повзрослеть и принять миссию основателя и ачарйи Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Но что значит повзрослеть? Взрослея с ИСККОН в реальном времени, мы вынуждены будем постареть. Поэтому, кто мы – повзрослевший ИСККОН? По моему разумению это те, кто впитал опыт тех, кто проживал каждое из десятилетий. Сейчас много молодых людей, которые присоединились к движению 4 – 5 лет назад, и они считают, что до их прихода все существующее в ИСККОН было «законсервировано» и ожило только по случаю их появления. А это симптом отсутствия преемственности и ученичества.
Уже сейчас остро стоит вопрос: что есть ИСККОН? И, конечно, время даст на него ответ. «Сорокалетний возраст» проверяет истинность ценностей, приобретенных за предыдущие годы. Не зря это кризисный возраст. Признак не повзрослевшей личности в поглощении его другими, более сильными. И только реально сложная жизненная ситуация заставляет вспомнить о мощном потенциале личности. Когда спрашивают: кризис для ИСККОН – это хорошо или плохо? – я уверен, что это благословение. Только в реально сложной жизненной ситуации мы сможем вернуться к характеру, духу и разуму «личности» ИСККОН, которого сейчас поглощают два «питона»: индуизм с Востока и религиозный постмодернизм с Запада.
Постмодернизм - Возникнувший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Ценностью в постмодернизме представляется не всякое многообразие, а только такое, где, как в помойном ведре, всё равноправно и равноценно: «что воля, что неволя; что правда, что неправда; что добро, что зло - всё одно». (Википедия)
В этом возрасте легко впасть в «юность». Часто можно видеть, как сорокалетние мужчины бегают за удовольствиями подростков. Но бессмысленно пытаться вернуть прошлое, иначе упустишь настоящее, и навсегда потеряешь будущее. Я вижу, как ИСККОНу страшно сознавать ответственность своего возраста, возраста созидателя. Но по милости Кришны невозможно обмануть время. К этому моменты уже должны были быть созданы самодостаточные фермы и университеты варнашрамы, как хотел Шрила Прабхупада.
Я покупаю землю во Вриндаване и Маяпуре, чтобы стать автономным. Какую бы продукцию вы ни получили, вы будете удовлетворены. Немного овощей, немного зерна, немного молока. Этого достаточно. (Рим, 25 мая, 1974 год, утренняя прогулка в Вилле Боргезе)
Допустим, как здесь в Лечмор Хит, так много свободной земли. Вы производите собственную пищу. Почему вы едете в Лондон на заводы? В этом нет необходимости. Это неправильная цивилизация. Здесь земля. Вы производите свою пищу. Если у вас будет достаточно зерна, достаточно овощей, достаточно молока на той земле, где вы живёте, тогда где ваша экономическая проблема? Зачем вы должны ехать в другое место?
Это ведическая цивилизация. Каждый должен оставаться на месте и производить всё, что ему требуется, и Бог поможет ему. Получайте всё необходимое от земли.
(Лондон, 25 ноября, 1973 год, лекция по «Шримад-Бхагаватам» 1.10.4)
Политики всегда будут эксплуатировать бедных граждан. Люди будут растеряны и изнурены: с одной стороны, недостаточно дождей, из-за чего будет недостаток пищи, с другой стороны – государственные налоги. Таким образом, люди будут настолько изнурены, что оставят свой дом и уйдут в лес. Очень [прискорбно]... До тех пор, пока они не примут сознание Кришны, они не спасутся. Университет варнашрамы должен быть учреждён немедленно.Повсюду, где у нас есть наш центр, должен быть учреждён университет варнашрамы, чтобы обучать: один класс – брахманы, другой – кшатрии, третий – вайшьи и четвёртый – шудры. Но каждый будет подниматься на духовный уровень при помощи установленной нами духовной деятельности. (Лекция по «Бхагавад-гите» 4.13, Бомбей, 2 апреля, 1974 год).
Все достаточно ясно и понятно. Знание, не имеющее социального применения, остается информацией. Только это занятие для взрослых и серьезных людей. Нет, конечно, можно и поиграть в варнашраму… как в детстве, в песочнице. Каждый будет «строить» свою варнашраму, а потом поссориться и затоптать друг другу детские шедевры. Возможно так и произойдет… Но ИСККОН уже воспринимают, как зрелую организацию. И очень не хочется, присмотревшись, увидеть недорослей.
Характер всего движения формировался в жертве, когда, несмотря на тюрьмы и преследования, преданные проповедовали. Аскезы распространения книг взращивали дух миссии. Культура заботы о людях и образование сформировали разум и человечность. Осталось только не «профестивалить» это богатство, а преумножить его в соответствии со временем, исполнив свое предназначение. Иначе, как говориться, - вечно юный ИСККОН и каждый год надо заново учиться читать и писать. Или проходят десятилетия, потом столетия, а у нас все тоже: «Папа, где море?» (из притчи).
Вибхути Шакти дас