Шрила Прабхупада о варнашраме и защите коров

Защита коров вверена сословию торговцев


«Международное общество против жестокого обращения с животными» в Лондоне. Я посмотрю, есть ли
здесь что-нибудь подобное. Но одно я могу предложить, поскольку Вы попросили меня поделиться сооб-
ражениями по этому поводу. Го-сева, согласно наставлениям Вед, доверена особо сословию торговцев.
Конечно, когда Индией правили индусы, цари были преимущественно вайшнавами, как, например, Ма-
хараджа Парикшит. Он немедленно схватил черного человека, Кали, который пытался убить корову. Но
те времена прошли. Нет больше царей, подобных Махарадже Парикшиту, а современное правительство
Индии не склонно защищать коров. Однако купеческое сословие в Индии, особенно гуджаратцы и мар-
варцы, без сомнения весьма состоятельны, и мне непонятно, почему купеческие общины не открывают
крупных молочных ферм. Именно это обеспечило бы коровам настоящую защиту. Из Бхагавад-гиты мы
узнаем, что защита коров вверена сословию вайший, подобно тому, как защита граждан вверена сосло-
вию кшатриев. И поскольку это так, Вы можете — и я верю, что Вы действительно можете, поскольку, по
милости Кришны, Вы занимаете видное положение в купеческом сословии — организовать большие мо-
лочные фермы на обширных пастбищах, и тогда проблема снабжения молоком, равно как и проблема
защиты коров, была бы решена. Не знаю, насколько Вам понравится мое предложение, но если Вы смо-
жете организовать такое дело, это будет большим служением стране и животным, и нашему делу созна-
ния Кришны. Если Вы серьезно это воспримете, я буду помогать Вам изо всех сил.
Письмо Шрилы Прабхупады Сумати Морарджи, дата неизвестна


Новый Вриндаван


Новый Вриндаван, духовная община, созданная по образу и подобию Вриндавана, места игр Господа
Кришны, успешно развивается в горах Западной Виргинии. Главный завет Господа Кришны — посвящать
Ему всю свою деятельность, то есть, исполнять свой долг ради удовольствия Кришны, как о том сказано в
Бхагавад-гите, на практике претворяется в Новом Вриндаване. Особенность любой работы во Вриндаване
заключается в том, что она совершается в полном сознании того, что это трансцендентное любовное слу-
жение Кришне, Верховному обладателю всего мироздания и всех душ. Естественное окружение, позво-
ляющее строить жизнь в чистом сознании Кришны, то есть, простая жизнь и возвышенное мышление,
развивают духовное сознание в обитателях Нового Вриндавана, особенно в детях, которые зачинаются,
рождаются, растут и учатся в сознании Кришны, то есть, в естественном духовном сознании. Школьная
система Нового Вриндавана обеспечивает детей образованием, в равной степени практическим и духов-
ным.
Местоположение фермы в живописных горах Западной Виргинии предоставляет идеальные возможности
для того, чтобы показать простоту естественной жизни, основанной на брахманической культуре и защите
коров в сознании Кришны. Защита коров практически решает проблемы поддержания, и бóльшая часть
времени преданных, сэкономленного на оголтелой материалистической погоне за пищей и кровом, по-
свящается достижению духовного совершенства. Деятельность там построена вокруг храмовой програм-
мы, состоящей из арати (шесть раз в день, очень регулярно), киртана и лекций по ведическим писаниям.
Трудятся преданные в области сельского хозяйства, овощеводства, молочного производства и строитель-
ства, а также занимаются изучением науки преданности. (ПШП Неватьяджи, 16 июля 1970)

 

Коровы и быки


Корова прекрасна и очень ценна для общества. Но ты должен занимать и быков, используя их в обработке
земли. Люди могут сказать, что это примитивно, но это очень практично в смысле использования быков
— при перевозке грузов, для поездок и т.д. … Ты спрашиваешь, можно ли тебе делать сыр? Почему имен-
но сыр? Делай в достаточном количестве гхи. Если ты сможешь посылать гхи в Индию, это будет огром-
ное служение, потому что там его вообще трудно найти. Сыр — это не очень хорошо. Нужно производить
гхи, чтобы у всех наших центров было его достаточно. (ПШП Киртанананде Махарадже, 7 января 1974)

 

Коровы и цивилизация


Твой отчет приятно слушать. Если ты будешь должным образом защищать коров, они будут давать так
много молока, что земля Нового Вриндавана пропитается им насквозь. Европейская и американская ци-
вилизация неизбежно падет из-за греховной деятельности и убийства коров. (ПШП Киртанананде Сва-
ми, 31 мая 1975)


Корова и собака


Наши коровы довольны, и потому они дают много молока. В ведической цивилизации полагается давать
защиту всем живым существам, коровам же в особенности, потому что они совершают ценнейшее служе-
ние человеческому обществу, давая молоко, без которого невозможно быть здоровым и сильным. В твоей
стране защищают собак, а коров убивают. Собака гадит на улицах, но считается лучшим другом человека,
а корова чиста — ее моча, навоз и молоко, но ее отправляют на бойню и убивают, чтобы съесть. Что это за
цивилизация? Поэтому мы должны проповедовать против этого безобразия. (ПШП Рупануга-дасу, 13
декабря 1975)


Хорошая пища и хорошая торговля


Другой аспект состоит в том, что грихастх можно вдохновлять заниматься сельским хозяйством. В индий-
ских деревнях, таких, как Вриндаван, у жителей достаточно гхи для личного потребления и остается еще
довольно, чтобы продавать торговцам, которые также немного зарабатывают на этом. Защита коров — это
хорошая пища и хорошая торговля. Так что я могу предложить тебе план, как все организовать, но прак-
тическое исполнение всех этих пунктов — дело Джи-Би-Си. (ПШП Джаятиртхе, 22 января 1976)

 

Защита коров


Вам будет приятно узнать, что наряду с Движением «Харе Кришна» в зарубежных странах мы сейчас ак-
тивно развиваем защиту коров. Уже существуют десятки таких центров и ферм, где мы занимаемся защи-
той коров, например, наша община Новый Вриндаван в Западной Виргинии, Бхактиведанта Мэнор в
Лондоне — всего на сегодня действуют уже более четырнадцати таких проектов по всему миру. Мы даем
коровам защиту, и это приносит нам неплохой доход. Мы получаем огромное количество молока, из ко-
торого готовится восхитительный йогурт, дахи, сандеш, расагуллы, гулабджамуны и т.д. У нас достаточно
гхи, чтобы жарить на нем качори, самосы и другие вкуснейшие лакомства. Люди этой страны постепенно
принимают эту идею со всей серьезностью и начинают питаться вегетарианской пищей, отказываясь от
убийства коров. У нас больше ста храмов по всему миру, и мы открываем при каждом храме ферму и, во
многих городах, ресторан, и все они пользуются большим успехом.
В Индии, в отличие от других стран, ни один образованный молодой человек не присоединяется к нам от
всего сердца, а в других странах сотни и тысячи уважаемых людей, обладающих множеством достоинств,
присоединяются к нам. Надеюсь, что ты, молодой человек, вместе со своими молодыми друзьями тоже
присоединишься к нам с полной искренностью, и мы сможем заниматься тем же самым в Индии. Обя-
занность вайший — обрабатывать землю и защищать коров. Так сказано в Бхагавад-гите: крши-го-
ракшйа-ваниджйам, вайшйа-карма свабхава-джам (18.44). К сожалению, в Индии вайшьи не очень ин-
тересуются земледелием и защитой коров. Им интереснее открывать фабрики. Как же пойдут дела, если
вайшьи дают нам бесплатный совет защищать коров, а сами открывают фабрики? Как тогда коровы могут
быть защищены? Если вы придете повидаться со мной лично в связи с этой темой, я расскажу вам обо
всем более подробно. (ПШП Кришна-дасу, Махешвари, 11 июля 1976)

 

Духовность и индустриализация


Я чрезвычайно рад был получить от тебя послание от 13 августа 1968, с приложением экземпляра догово-
ра аренды, который я внимательно просмотрел. Когда ты был здесь, я предлагал приобрести землю в соб-
ственность. Но, наверное, это было невозможно. Впрочем, внешне твой договор выглядит не хуже догово-
ра купли-продажи. Однако когда я прочитал статью: «Исключение составляют уголь, залегающий под
указанным участком и являющийся объектом разработок, и права на эти разработки Джозефа Э. Мак-
Комбса и других, запись о которых от 30 марта 1903 года имеется в конторе, в Книге регистрации сделок
98, на странице 185», — у меня голова разболелась. Не знаю, что там написано в конторе, в Книге регист-
рации сделок 98, на странице 185, но здравый смысл подсказывает, что это район угольных или нефтяных
разработок. То есть, если в будущем здесь начнет развиваться угольная промышленность, то при необхо-
димости правительство может потребовать, чтобы мы немедленно освободили землю, и никакой закон их
не остановит. Но даже если правительство не отнимет у нас землю, но просто по соседству с нами начнет
развиваться такая промышленность (угольная или нефтяная), вся идея Нового Вриндавана будет погуб-
лена.
Концепция Вриндавана — это духовная деревня, атмосфера которой не нарушается современным духом
индустриализации. Моя идея развития Нового Вриндавана состоит в том, чтобы создать атмосферу ду-
ховной жизни, в которой общество, состоящее из четырех авторитетных сословий: брахмачари, грихастх,
ванапрастх и санньяси — в особенности брахмачари и санньяси, и ванапрастхи — существовало бы неза-
висимо, полностью обеспечивая себя собственными сельхозпродуктами и молоком коров. Жизнь нужно
сделать простой, не надо отягощать ее трудом день и ночь напролет ради экономического развития, без
всякого духовного осознания. Идея Нового Вриндавана состоит в том, что люди, которые там поселятся,
примут такой стиль жизни, который требует лишь самого необходимого для поддержания души в теле, а
бóльшую часть времени станут отдавать развитию сознания Кришны. Веды велят человеку развивать соз-
нание Кришны, а не трудиться ради чувственного наслаждения. Промышленное освоение (или наличие
шахт) в прилегающих районах испортят все дело. Теперь ты должен все продумать, сам, заглянуть в бу-
дущее, оценить участок и после этого решить, что делать. Я не хочу, чтобы Новый Вриндаван располагал-
ся в промышленных или шахтерских районах. У меня есть опыт общения с подобными вещами в Индии,
и я знаю, что шахты — это практически подземные тюрьмы. Шахтеры живут в аду, это очевидно. И от та-
ких рабочих ни в коем случае не приходится ожидать никакого добронравия. Так что мы должны позабо-
титься об атмосфере вокруг Вриндавана.
В Индии наше правительство тоже пытается развивать промышленность на огромных площадях вокруг
Вриндавана, и это создает адскую атмосферу. Поэтому я прошу тебя сначала выяснить, какое будущее
ожидает эту землю, и тогда предпринимать необходимые шаги. Вывод такой: внешне договор аренды вы-
глядит вполне благопристойно, но я думаю о духовном развитии. Думаю, ты получил мое предыдущее
письмо, и ожидаю от тебя скорейшего ответа. (ПШП Хаягриве, 17 августа 1968)

 

Машины


Из твоего письма я понял, что у тебя есть возможность раздобыть «линкольн», который ты можешь по-
жертвовать нам в Лос-Анджелес. В настоящее время нам нужен именно такой автомобиль, так что думаю,
ты можешь организовать его доставку сюда. По поводу использования техники в Новом Вриндаване: если
эта техника полезна, можешь воспользоваться ею. Мы не враги машин. Если их можно использовать в
служении Кришне, мы их приветствуем. (ПШП Киртанананде, 8 декабря 1968)

 

Современные учебные заведения — это настоящие бойни


Предложение Раярамы создать ашрам очень удачно. Если в этом ашраме можно будет содержать доста-
точное количество коров, то это может стать основой хорошего молочного бизнеса и обеспечить доста-
точный доход для поддержания единственного учебного заведения, в котором детей обучали бы в созна-
нии Кришны. Современные учебные заведения — это настоящие бойни, в той или иной степени. Если ты
сможешь открыть идеальное заведение для будущих детей членов нашего Общества, это будет великое
служение. На самом деле, как я уже писал в своем Шримад-Бхагаватам, для решения экономического во-
проса человеку необходимо лишь немного земли и несколько коров. Тогда все экономические проблемы
будут решены. Свое время нужно использовать для того, чтобы возвыситься в сознании Кришны, а не для
так называемого экономического развития. Если мы удовлетворимся простой жизнью, поддержание ко-
торой занимает минимум времени, а освободившееся время потратим на развитие своего сознания
Кришны, тогда каждый из нас перенесется на Голоку Вриндавану, уже в этой жизни. Современная циви-
лизация очень усложнила жизнь людей, и они тратят все свое время на еду, сон, защиту и совокупление.
Ты и твоя жена Химавати — хорошая пара. Если вы сможете организовать такое заведение для будущих
детей нашего Общества, или за пределами нашего Общества, это будет великим служением человечеству.
Я уверен, что если ты серьезно думаешь о постепенном развитии [нашего Общества?], Кришна будет да-
вать тебе все больше разума и понимания в этом вопросе. Передай мои благословения своей доброй жене,
я молюсь Кришне, чтобы вы оба процветали во всех отношениях. Надеюсь, у вас все хорошо.
Письмо Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 11 января 1968 г.
 

Прасад сделает соседей нашими друзьями


Я очень рад, что ты, Киртанананда, уже привлек преданных, живущих по соседству, познакомив их с пра-
садом. Я уверен, что прасад сделает соседей нашими друзьями, и они, без сомнения, в будущем войдут в
наши ряды, и тогда Новый Вриндаван станет идеальным поселением, которое с удовольствием будут по-
сещать жители близлежащих провинций и графств. Я уверен в этом, и надо все сделать как следует. Я
очень рад, что ты так погружен в дела Нового Вриндавана, это для меня источник духовного вдохновения.
Наше Общество ни в коем случае не должно погружаться в лень, оно, без сомнения, должно стать самым
величественным основанием для духовной деятельности.
Письмо Шрилы Прабхупады Хаягриве и Киртанананде Свами, 22 августа 1968 г.

 

Руководствуйся здравым смыслом и полагайся на Кришну


Ты спрашиваешь, можно ли воспользоваться углем для отопления в зимние время. Если это наипростей-
шее решение в твоем положении – конечно, можно. Во всех подобных случаях сообразуйся со здравым
смыслом и, как всегда, полагайся на Кришну, Который руководит тобой. Что касается ремонта дорог, то
если правительство делает это – что ж, очень хорошо. При хороших дорогах мы сможем приглашать в
Новый Вриндаван множество людей, а также улучшить нашу собственную деятельность, так что это пред-
ложение принимается. Насчет устройства прудов: не уверен, что ты сможешь использовать их для омове-
ния в холодные зимы, так что лучше тебе выкопать колодец, поскольку это более практично зимой. Так
что если у тебя сейчас туго со временем, пруды можно устроить и весной.
Письмо Шрилы Прабхупады Киртанананде, 8 декабря 1968 г.

 

Взаимопомощь центров, обязанности мужчин и женщин


Что касается молока, я могу помочь в приобретении коров. Моя помощь будет заключаться в том, что я
попрошу все центры дать денег хотя бы на одну корову, а ты должен будешь выплатить этот долг, постав-
ляя им гхи. Предположим, кто-то даст 200 долларов на покупку коровы; ты должен будешь выплатить
долг, поставив ему на 200 долларов гхи. После этого коровы станут твоей собственностью. Но чтобы сде-
лать гхи, надо наладить сбивание масла. Мужчины должны обрабатывать землю, выращивать овощи, за-
ботиться о животных, строить дома и т.д., а женщины должны заниматься работой по дому. Конечно, те,
кто занят набором книг, например, Шьяма-даси, не могут делать никакую другую работу. Так что органи-
зуй все в таком духе.
Письмо Шрилы Прабхупады Киртанананде, 24 июня 1969 г.

 

Иллюзорное материальное процветание и бумажки


Твой седьмой вопрос: «Как получается, что США добились такого материального «процветания», если
там не совершаются никакие обряды поклонения полубогам? Если человек гонится за материальным
процветанием, является ли он автоматически поклонником Господа Шивы, независимо от того, соверша-
ет он ягьи или нет?» На самом деле никакого материального процветания в США нет. Материальное про-
цветание – это широкие возможности для сна, еды, совокупления и защиты, но никто не находится в
безопасности, даже в своей роскошной квартире. У меня есть практический опыт проживания в Нью-
Йорке. Несколько раз у меня воровали то пишущую машинку, то диктофон, и полиция ничего не пред-
принимала. На улице Бауэри можно найти множество людей, у которых нет крыши над головой. Так что,
если даже некоторая часть населения считается материально процветающей (за счет других), это нельзя
назвать материальным процветанием. Если это настоящее материальное процветание, тогда почему так
много людей сбиты с толку и разочарованы? Так что на самом деле никакого материального процветания
здесь нет. Здесь я вижу, как Гаурасундара, умный и добрый парень, вынужден работать по двенадцать ча-
сов в день на тяжелой работе, просто чтобы прокормиться. Думаю, таких случаев немало, так что это
нельзя назвать материальным процветанием. Ты можешь назвать это капиталистическим процветанием,
а расплатой за такое процветание является коммунизм. Это движение просто подавлено сейчас в вашей
стране, но на самом деле реакция будет именно такой.
Итак, западный тип цивилизации, индустриализация и капитализм, это не настоящее материальное про-
цветание. Это материальная эксплуатация. Материальное процветания – это когда человек может удовле-
творить свои основные потребности: иметь хороший дом, еду в изобилии, удовлетворять свои сексуаль-
ные потребности и чувствовать себя защищенным. Если эти четыре основных потребности не удовлетво-
ряются, то о материальном процветании и речи нет – попытайся это понять. В ведической цивилизации
человек считается богатым, когда у него достаточно зерна и коров. Здесь нет ни зерна, ни коров в доста-
точном количестве, но зато у тебя есть достаточное количество бумажек – которые по ошибке принима-
ются за деньги. Если случится катастрофа, эта огромная кипа бумаги не даст тебе ни молока, ни зерна.
Она представляет собой лишь видимость, а люди будут голодать.
Письмо Шрилы Прабхупады Рупануге, 14 марта 1969 г.

 

Мы должны быть полностью независимы


Был ли дождь в Новом Майяпуре? Дожди должны идти, хотя бы в нашем районе. Да, сажайте больше
цветов. У вас там достаточно места. Выращивайте цветы, фрукты, овощи и зерно в достаточном количест-
ве. Мы должны быть полностью независимы. Мне очень нравится Новый Майяпур.
Письмо Шрилы Прабхупады Бхагавану, 7 ноября 1976 г.

 

Использование электричества, быки, независимость от машин и «Читальни Бхактиведанты»


Сим уведомляю, что получил твое письмо от 3 марта 1977, а также приложенные к нему фотоснимки. Твое
описание фермы весьма привлекательно, и если ты сможешь обеспечивать зерном, маслом и т.п. храмы
Торонто, Монреаля и Оттавы, как ты предлагаешь, это будет очень хорошо. По фотографиям видно, что
там очень холодно. Не будет ли погода мешать сельскому хозяйству, как это случилось в Ванкувере? Там
им пришлось продать ферму. Твою ферму можно назвать «Шубха». Я уже дал общие указания по разви-
тию ферм.
Мы можем использовать все, что достается легко, без усилий. Возражений против использования элек-
тричества нет. Но мы не должны зависеть от него. Делай масло из семян клещевины и запасай его в дос-
таточном количестве. Его можно использовать для очень многих целей: как топливо, как смазку, готовить
на нем, давать его в качестве слабительного при любых болезнях. Быков надо использовать для запряжки
и езды по деревням. Зачем их убивать? Здесь, в Индии наш Локанатха Махараджа успешно организовал
такую программу, и она имеет большой успех. Он объехал всю Индию, из деревни в деревню, и повсюду
распространял книги, прасад и исполнял киртан. Каждый вечер они останавливаются в другой деревне.
Мы можем пустить по всему миру многие миллионы таких повозок.
По мере возможности старайся придерживаться естественного способа жизни, независимого от машин.
Однако, в принципе, мы не за что-то и не против чего-то. Мы живем только для Кришны. Мы принимаем
все, что годится для Кришны. С ферм мы можем получать достаточное количество продуктов, и отправ-
лять их в наши рестораны. Наряду с ресторанами можно открывать «Читальни Бхактиведанты», где нуж-
но держать все мои книги, чтобы люди могли приходить туда и, расположившись с комфортом, читать.
Людям понравятся такие рестораны и читальни. Они поймут, что такие заведения далеки от сектантства.
Письмо Шрилы Прабхупады Шубхавиласа-дасу, 16 марта 1977

 

Если вы получаете зерно и овощи, тогда зачем вам деньги на поддержание?


Кроме того, если покупается земля, она должна правильно использоваться. Бесполезно покупать ее, что-
бы потом тебя разорили дорогие работники. Если вы на самом деле получаете какое-то зерно и овощи,
тогда зачем вам деньги на поддержание? На поддержание нам требуется 100 рупий на человека, и это без
всякого риска приобретения земли и ее обработки. Как я понял, у вас сейчас всего 20 человек, так что на
поддержание всех вас нужно максимум 2000 рупий. Я недостаточно компетентен, чтобы понять все, что
вы там планируете сделать, но такова моя грубая оценка.
Письмо Шрилы Прабхупады Бхавананде и Джаяпатаке Махараджам, 20 апреля 1974

 

Варнашрама просто помогает в духовной жизни


Относительно ферм: открытие ферм не так важно, но если ты можешь сделать это без особых усилий, де-
лай. Система варнашрамы нужна для удобства существования в материальном мире. Она не имеет ничего
общего с духовной жизнью. Принять варнашраму – значит совершать небольшой прогресс в духовной
жизни без особых усилий. В остальном она для нас никакой ценности не представляет. Например, никто
из моих европейских и американских учеников не занимает никакого положения в системе варнашрамы,
но, поскольку они следовали правилам и предписаниям, а также моим наставлениям, духовно они про-
двинулись так, что это видно каждому. Всегда помни о том, что жизнь в системе варнашрамы – это удоб-
ная система материальной жизни, и она помогает человеку в его духовной жизни; но духовная жизнь не
зависит от нее. В конце концов, система варнашрамы должна быть реализована до вступления в духовную
жизнь, и отречение, или санньяса – это последняя ступень варнашрамы.
Письмо Шрилы Прабхупады Хамсадута-дасу, 19 октября 1974

 

Успех сельскохозяйственных общин закроет всю промышленность


Я понял, что ты экономишь на закупке молока, благодаря тому, что получаешь молоко со своей собствен-
ной фермы. Это именно то, что надо. Если эти сельскохозяйственные общины добьются успеха, вся про-
мышленность будет закрыта. Нам даже не надо будет проповедовать об этом, люди сами откажутся. Люди
простодушны. Негодяи-руководители говорят, что жить в деревнях примитивно. А заниматься бизнесом в
городе и становиться ворами и разбойниками — это, значит, признак развития. У них там собачьи бега,
конные скачки, игра, кока-кола, пепси-кола — все совершенно ненужное. Во всем этом нет ни малейшего
проку, но все как шло, так и идет. У них на уме только сигареты да телевизор, потому что они не заняты
ничем полезным. Жуют жеваное.
Письмо Шрилы Прабхупады Рупануга- дасу, 29 сентября 1975

 

Если есть урожай, коровы, овощи, тогда зачем деньги на поддержание общины


Что касается бедных коров, у которых нет хорошего коровника, то почему же вы не построили для них
что-то основательное? Я послал вам 5 000 долларов, а еще раньше 4 000, чтобы вы построили коровник.
Так почему же они не защищены? Ваш отчет о сборе урожая звучит как загадка, если сопоставить его с
тем фактом, что вам приходится тратить деньги на поддержание. Если вы собрали такой огромный уро-
жай, и у вас есть коровы и есть овощи, тогда почему вы нуждаетесь в деньгах для поддержания?
Я прочитал в вашем письме, что брахмачари находят очень трудным пахать землю. Будет очень трудно,
если мы не будем обрабатывать землю сами. Трудности можно преодолеть, если мы искренни. Думаю, мы
можем использовать современные машины. Например, водить трактор не труднее, чем водить автомо-
биль. Предположим, мы пока наймем трактор. Я слышал, что их можно взять в Кришнанагаре. В Америке
тоже занимаются сельским хозяйством; они фермеры, хотя и не индийцы. Мы должны лишь все органи-
зовать так, чтобы выращивать как можно больший урожай для животных и людей. Я видел много ферме-
ров вокруг Нового Вриндавана, которые прекрасно используют трактора и выращивают пищу. Однажды
Киртанананда Махараджа нанял трактор и за два часа вспахал много акров земли, хотя земля была не
ровная. А в Майяпуре земля ровная, за несколько часов можно вспахать всю землю, которой мы владеем.
Я вот о чем: если мы не способны использовать землю, зачем тогда мы покупаем ее, неся такие большие
расходы? Тратить по 10 000 рупий в месяц на поддержание — это вовсе не означает независимости.
Письмо Шрилы Прабхупады Джаяпатаке и Бхавананде, 3 апреля 1974

 

Можно использовать технику, но без нее будет лучше


Меня порадовало твое письмо о твоем новом сельском ашраме. Мы хотим, чтобы по всему миру появи-
лось много таких ферм. Ты полон энтузиазма и разумен, и ты, похоже, неплохо управляешь этим проек-
том. Почему бы тебе не назвать его Новой Гокулой вместо Нового Майяпура? Думаю, это лучше. Ничего,
что ты приобрел технику и используешь ее на ферме, но если ты сможешь делать что-то без нее, это будет
лучше. Кажется, условия жизни там тяжеловаты. Но если преданные научатся терпеть — а они, как ты
говоришь, настроены решительно — и смогут остаться там и работать, это будет очень хорошо. Я даю им
полную поддержку.
Письмо Шрилы Прабхупады Бахудаке, 15 декабря 1974
***

 

Комментарии (1)
Ramananda Raya das # 20 апреля 2011 в 08:11 0
Здорово, очень вдохновляет, мне понравилась идея на счёт множества повозок с быками, которые ездеют по всему миру и проповедуют. Может и нам такую группу запланировать. Помоему классная идея.