Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. Выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы

29 октября 2014 - Адвайта-Крипалу дас

Ямуна деви даси и другие ученики ПрабхупадыЧастная беседа, Филадельфия, 13 июля 1975 года

"Мы даем сознание Кришны в равной степени как женщинам, так и мужчинам. Мы не делаем в этом отношении никакого различия между полами. Однако с целью защиты женщин от эксплуатации со стороны мужчин мы учим их кое-чему:" Вы должны делать вот так. Вы должны поступать таким образом. Вам нужно выйти замуж. Обзаведитесь семьей. Не бродите сами по себе". Мы учим женщин в таком духе. Но что касается сознания Кришны, мы даем его и мужчинам, и женщинам в одинаковом объеме. У нас нет такого: " Ну, вы женщина, вы не столь умны, или слишком умны. Поэтому вам нельзя приходить к нам ". Мы не говорим этого. Мы приветствуем у себя женщин, мужчин, бедных, богатых, всех, поскольку в этом плане существует равенство… Мы никого не отвергаем."

Таково наше видение равенства. Мы не говорим: "Поскольку вы менее умны, вы женщина или еще что-нибудь в этом роде, то вам нельзя присоединиться к нам и заняться преданным служением". Однако мы отводим мужчинам и женщинам различные роли. И те, и другие заняты служением, но каждый имеет свои обязанности: "Вы должны делать то, а вы — это".

Попытаюсь донести до читателя основную идею, поясняющую, почему ведическая культура учит относиться к мужчинам и женщинам совершенно по-разному. Безусловно, мы — вечные души. На духовном уровне мы равны. Существование материальных различий обусловлено контактом души с материальной энергией. Имея материальные Тела, мы обусловлены гунами материальной природы. Душа сама по себе не является человеческой, животной или относящейся исключительно к полубогам, также не существует мужской либо женской души. Соприкасаясь с материальной природой, душа становится соответственно обусловленной.

То, что поведение животного отличается от поведения человека, очевидно. Современные психологи говорят о различиях в образе мышления мужчин и женщин, в эмоциональности их восприятия и прочем. Медики выяснили, ЧТО если ввести в организм мужчины большие дозы женских гормонов, его поведение изменится, он станет более женственным, менее агрессивным и т.д. (у мужнины может даже вырасти грудь). Подобным образом и женщины, принимающие большие дозы мужских гормонов, изменяют свое поведение и становятся более агрессивными и мускулистыми (у них даже появляются усы и оволосение на груди). Души не делятся па мужские или женские. Они просто обусловлены из-за своего контакта с материальной природой. Химические вещества могут влиять на сочетания гун, что, в свою очередь, влияет на наши действия и ум. ЛСД или алкоголь являются химическими веществами; когда мы потребляем их через тело, наши ум, разум и поступки попадают под их воздействие. Душа всегда остается наблюдателем, однако подвергается воздействию наше обусловленное состояние. Вот так антураж мужской и женской химии наших тел оказывает глубокое и непосредственное влияние на способ нашего мышления и поведения. Следовательно, мужчины и женщины — это практически два различных биологических вида. Ведические писания и осознавшие себя души признают это и организовывают общество и семейную жизнь, принимая во внимание эти различия.

Я слышал утверждения, что поскольку сознание Кришны является духовным движением, то преданные трансцендентны к подобным различиям. И поэтому, мол, им не следует видеть телесные различия и отводить различные роли мужчинам и женщинам. Преданные ссылаются на возвышенное состояние, которое так редко встречается в материальном мире; данное состояние недостижимо для всего общества из-за существования материального мира. Шукадева Госвами был сыном Вьясадевы. Он был очень возвышенной душой. Шукадева не делал различия между мужчиной и женщиной, человеком и животным. В возрасте 16 лет он решил, что не должен больше связывать себя семейной жизнью. Он в прямом смысле этого слова убежал из дому. Шукадева даже не позаботился об одежде и мчался через леса голым. Его отец Вйасадева погнался за ним, желая поймать. Вйасадева заметил, что когда Шукадева пробегал мимо купающихся девушек, те не почувствовали угрозы с его стороны и не позаботились о том, чтобы спрятаться или прикрыть свои тела, хотя сын Вйасадевы был уже полностью сформировавшимся шестнадцатилетним юношей, и к тому же обнаженным. Но когда Вйасадева, один из величайших святых риши, составитель Вед, оказался поблизости девушек одетый, те в тот же миг схватили одежды и прикрыли свою наготу. Вйасадеву это озадачило. Он остановился, вернулся к девушкам и спросил их, почему они так поступили. Почему не устыдились, когда его сын бежал голый, однако быстро прикрыли свои тела, когда Вйасадева пробегал мимо их, будучи при этом одетым? Те ответили, что они сразу же определили, что Шукадева абсолютно трансцендентен к материальному миру. Он видел только их души и не делал различия между мужским и женским телами. Он всецело отрекся ого всех телесных концепций. Поэтому в нем не было ни капли желания материального чувственною удовлетворения. Простые девушки в лесу сразу же почувствовали это. Однако, сказали они, Вйасадева — женатый человек, соприкасающийся с мирскими делами, и поэтому он должен делать различие между полами. Потому они в тот же миг устыдились.

Если бы все до единого члены нашего движения находились на том же уровне, что и Шукадева Госвами (что значило бы также, что никто из нас не имел бы семьи), тогда все мы могли бы действовать на том уровне духовного видения, когда не проводится различие между душами. Однако достичь этого в материальном мире невозможно. Если даже кто-то и находился бы на уровне Вйасадевы, то и в этом случае все же необходимо признать существование материальных различий между мужчиной и женщиной и жить соответственно. Фактически, никто из нас не находится даже в пределах досягаемости уровня Вйасадевы, не говоря уже об уровне Шукадевы Госвами. Мы не можем пренебрегать различиями полов. Мы находимся ближе к уровню хиппи, нежели к уровню Вйасадевы. Нам нужно организовать наше общество в соответствии с принципами варнашрама-дхармы.

Из лекции по "Бхагавад-гите" (Гавайи, 3 февраля 1975 года)

"… Понять Брахман — непосильное занятие для крошечного мозга. Существуют два санскритских слова: "алпа-медхаса" и "сумедхаса”. "Алпа-медхаса" значит иметь небольшое количество мозгового вещества. Физиологически мозг содержит мозговое вещество. Известно, что в мозгу мужчины этого вещества почти 64 унции. Мужчины — очень высокоинтеллектуальные личности. А в мозгу женщины — не более 34 унций. Как следствие, вы обнаружите, что среди женщин нет выдающихся ученых, математиков, философов. Вы никогда не найдете их среди женщин, поскольку их мозговое вещество не может работать так продуктивно, как мозг мужчин.

Не нужно пытаться искусственно сравниться с мужчинами. Ведические шастры не позволяют этого. "На стрийам сваташпратам архати" — говорят шастры» Вам следует понять, что женщинам никогда не дается независимость. Подобно тому, как ребенок требует опеки, так и женщина нуждается в ней. Вы не можете разрешить вашему ребенку одному ходить по улице. Это опасно для него. Подобным образом и женщину, в соответствии с ведической цивилизацией, ""Ману-самхитой" следует оберегать. Это называется словом "ачара ". Демоны не знают этого. Они не знают, что есть что как следует относиться к каждой вещи. Они не понимают этого. На Западе важности различий между мужчиной и женщиной не принимают во внимание. А мы обращаем на это внимание.

Нам следует признать существующий факт и соответственно строить социальные отношения. Тогда общество будет совершенным. Так что всему следует учиться опираясь на ведическую литературу — устройству общества, экономическому развитию, и другим вещам — всему… Вся существующая информация находится здесь, в "Бхагавад-гите ".

По каждому вопросу, тревожащему вас, что бы то ни было — проконсультируйтесь с "Бхагавад-гитой" — и вы получите совершенный ответ. Такова ведическая литература. Вы получите совершенный ответ без какого-либо изъяна ".

Следует проповедовать лишь то, что вы услышали от своего гуру махараджа. Но если бы я повторил эти слова на лекции по "Шримад-Бхагаватам" или "Бхагавад-гите’’ сегодня, то многих матаджи это расстроило бы. Шрила Прабхупада сказал эти слова на лекции, проповедуя своим ученикам обеих полов. Моя обязанность, как ученика Прабхупады, повторять сказанное им, учить тому, чему учил он.

Шрила Прабхупада дает очень конкретное наставление, чтобы мы, его последователи, проводили различие между мужчиной и женщиной. Он четко определяет социальные роли каждого из полов. Шрила Прабхупада поучает женщин (и своих последовательниц, и всех друг их женщин), чтобы они не пытались искусственно равняться с мужчинами. Он однозначно заявляет, что делать этого "не позволяется".

Прежде всего, Шрила Прабхупада указывает, что женщины менее разумны и, следовательно, неспособны полностью понять Брахман. Представьте, какую реакцию бы это вызвало, если бы я сказал это на лекции в присутствии матаджи! Все величайшие мыслители мира были мужчинами. Шрила Прабхупада поучает, что женщины должны оставаться зависимыми от мужчин и при этом ссылается на "Ману-самхиту".

Он утверждает, что демоны не понимают или же не признают вышесказанного. Кто осмелится повторить эти слова, сказанные основателем-ачарьей ИСККОН, в наше время на лекции по "Шримад- Бхагаватам"? По крайней мере в США такие смельчаки мне не встречались. Демоны не знают, что есть что. Они не учитывают различия между мужчиной и женщиной. Согласно Шриле Прабхупаде, мы должны признать эти отличия и соответственно строить наше общество сознания Кришны. Эти утверждения недвусмысленны.

Шрила Прабхупада проводил грань между полами и учил нас признавать подобные различия, опираясь на "Бхагавад-гиту". Он не учил нас имитировать равенство полов, как это безуспешно пытается делать неразумное демоническое общество непреданных. Нам нужно следовать за Шрилой Прабхупадой, либо за тем, кто идет вслед за ним. В противном случае мы не должны называть себя последователями Шрилы Прабхупады. Мы не можем отвергать неудобные для нас заявления, отворачиваться от того, что нам не нравится и выбирать себе для слушания только то, что нам хочется услышать. Таким путем не достигнуть прогресса в духовной жизни. Шрила Прабхупада — совершенная, осознавшая Бога душа. Он знает, что верно, а что нет, что является наилучшим, чего хочет Кришна. Мы должны изменить наш образ мышления и принять взгляды, изложенные полностью реализованными душами.

Даже если человеку трудно следовать всему, то, по крайней мере, чтобы считать себя последователем, он должен теоретически принять все учение Прабхупады и признать, что он не вполне способен его исполнять из-за своих слабостей. Однако не стоит отвергать данные наставления и делать вид, что Шрила Прабхупада не учил этому.

Поэтому еще раз подчеркиваю, что изложенные здесь идеи не принадлежат автору этой книги. Не говорите, что это мнение Амеятмы даса, и, следовательно, его можно отвергнуть. Я могу считаться автором книги, однако в ней я всего лишь передаю, по мере сил, то, что говорил Шрила Прабхупада. Я это повторяю по той причине, что уже неоднократно мне приходилось слышать: "Это идея Амеятмы". Преданные приписывают эти идеи Амеятме, таким образом отделяя их от Шрилы Прабхупады, чтобы пренебречь ими, но получается, что своими действиями они отвергают учение Шрилы Прабхупады, а не Амеятмы даса.

Шрила Прабхупада является основаиелем-ачарьей ИСККОН. Члены ИСККОН должны следовать его наставлениям. Мой совет: если мы не можем принять того, чему учил Прабхупада, то мы должны жить за пределами созданного им общества. У членов ИСККОН нет привилегии принимать то, что им нравится, и отвергать то, что не нравится.

Утренняя прогулка 1 мая 1974 года, Бомбей

Прабхупада: Давайте обсудим интересующие вас вопросы.

Йогешвара: Вот вам проблема: в наши дни женщины выдвигают требование равных с мужчинами прав. Как можно удовлетворить их?

Прабхупада: Все будет в порядке. Очень просто. Возьмите, к примеру, наших женщин, осознающих Кришну. Они трудятся. Они не требуют равных с мужчинами прав. Это благодаря сознанию Кришны. Женщины убирают храм, очень хорошо готовят пищу. Они удовлетворены. Они не говорят: "Мне нужно ехать в Японию, чтобы проповедовать, как Прабхупада ". Они никогда так не говорят. Иметь подобные мысли — неестественно для женщин. Так что сознание Кришны подразумевает деятельность согласно своей природе.

Бхагаван: Действительно, наши женщины так искусны в столь многих областях. Но те девушки, которые просто работают в городе, не умеют ничего делать. Они не умеют готовить, не умеют убирать, не умеют шить.

Прабхупада: Они все никуда не годны. Современные девушки ни на что не пригодны. Поэтому их просто используют для сексуального удовлетворения. У них и в голове пусто, и делать ничего не умеют.

Шрила Прабхупада говорит, что наши женщины не нуждаются в равных с мужчинами правах. Они обладают сознанием Кришны. Они удовлетворены своим служением Кришне. Сознание Кришны подразумевает деятельность в своем статусе: мужчины выполняют обязанности мужа (отца), а женщины — жены (матери). Это варнашрама. Это то, что доставит удовольствие Шриле Прабхупаде, поскольку создаст мирную семьо и мирное общество. Если же женщина требует равных в материальном плане прав, из этого следует, что ей недостает сознания Кришны. На материальном уровне вопрос о равенстве не стоит. Подобное равенство существует лишь в духовной плоскости. Однако брак (как и организация общества) относится к материальным отношениям, и его нужно ре1улировать в соответствии с предписанными материальными обязанностями мужчин и женщин. Как-то раз, во время прогулки, Прабхупада сказал приблизительно следующее: "Материалисты требуют не признавать отличий между полами. Зачем тогда существуют раздельные общественные туалеты для мужчин и женщин? Все различают людей по полу".

Шрила Прабхупада не доволен отсутствием у женщин должного воспитания. Не умеющую готовить, убирать, шить и подчиняться своему мужу девушку он называет "ни на что не годной". Шрила Прабхупада ясно высказал свою точку зрения. Девушки- материалистки не получая ведического воспитания, не готовы быть хорошими женами, поэтому мужчины просто используют их для сексуального удовлетворения. Не нужно быть "ни на что не годной" в глазах Шрилы Прабхупады, обучитесь в соответствии с его наставлениями!

Телевизионное интервью, 9 июля 1975 года, Чикаго.

Шрила Прабхупада даёт интервьюЖенщина-репортер: Вы утверждаете, что женщины должны подчиняться мужчинам?

Прабхупада: Да, ведь это естественно. Ведь если есть муж и жена или, к примеру, отец и дочь, то всегда дочь находится в подчиненном положении по отношении к отцу, а жена — к мужу.

Женщина-репортер: А что происходит, если жена отказывается подчиняться?

Прабхупада: Тогда наступают неурядицы, нарушается функционирование общества. Если женщина не подчиняется мужчине, разрушается порядок в обществе. Именно по этой причине в западных странах так много разводов — женщина отказывается подчиняться мужчине. В этом причина.

Женщина-репортер: Что вы посоветуете женщинам, не желающим подчиняться мужчинам?

Прабхупада: Это не мой совет; это совет ведического знания — женщина должна быть целомудренной и верной мужу.

Женщина-репортер: Что нужно делать в США? Мы пытаемся уравнять женщин в правах с мужчинами.

Прабхупада: А я не пытаюсь делать этого. Вы, женщины, уже неравны с мужчинами, поскольку в столь многих отношениях ваши функции отличаются от функций мужчин. Зачем же вы искусственно пытаетесь утверждать, что мужчины и женщины равны?

Женщина-репортер: Является ли причиной общественных беспорядков в США...

Прабхупада: Причина — в стремлении уравнять женщин с мужчинами. Но об этом не знают.

Женщина-репортер: А если бы женщины подчинялись мужчинам, то это бы решило все наши проблемы?

Прабхупада: Да. Мужчина хочет, чтобы женщина покорялась ему, была ему верна. Тогда он готов взять на себя ответственность за нее. Менталитет мужчины отличается от менталитета женщины. Так что если женщина согласится оставаться верной и покорной мужчине, то тогда семейная жизнь будет мирной.

Женщина-репортер: У вас раздельные школы для мужчин и женщин, верно?

Прабхупада: Да. Мужчин настраивают на то, чтобы стать первоклассными мужчинами, а женщин — на то, чтобы стать целомудренными и верными женами. Тогда жизнь их будет очень успешной. И обязательно нужно обзавестись семьей. Обязательно.

Женщина-репортер: Всем ли следует обзавестись семьей?

Прабхупада: Всем. По крайней мере, все женщины должны выйти замуж. Поэтому в соответствии с ведической концепцией и разрешена полигамия.

Женщина-репортер: Разрешена?

Прабхупада: Да. Поскольку каждая женщина должна быть замужем. Однако не все мужчины должны заводить себе семью. Поэтому, мужчина может иметь несколько жен.


Шрила Прабхупада откровенен. Его собеседница — современный раскрепощенный телерепортер новостей. Шриле Прабхупаде задают очень противоречивые вопросы, и он дает на них прямолинейные ответы. Никакого утаивания, никакого бегства от правды.

Репортер утверждает, что в США стараются уравнять мужчин и женщин в правах. Прабхупада просто заявляет: "А я не пытаюсь делать этого". Он проповедует формулу, которая спасет мир.

Хотя женщина-репортер расходилась во взглядах со Шрилой Прабхупадой, она задавала ему очень хорошие вопросы и была в состоянии кое-что понять. Она спрашивает: "Что происходит, если женщины не подчиняются мужчинам?". Это важный вопрос, и женщины, вступающие в жизнь грихастх, должны знать ответ на него. Шрила Прабхупада снова и снова повторяет, что в таком случае будет беспорядок. Общественный беспорядок. Столь много разводов происходит но той причине, что жены не подчиняются своим мужьям. Неподчинение — причина разбитых сердец, разбитых семей, разбитого, деградировавшего общества. Никто не хочет обзавестись спутником жизни, заиметь детей лишь дли того, чтобы в итоге все это привело к разборкам в семье и разводу. Отнеситесь к этим наставлениям величайшего просветленного ачарьи нашего времени Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады серьезно и следуйте им. Женщины в состоянии создать дом мирный и без конфронтаций.

Затем репортер спрашивает, решатся ли все общественные проблемы, если женщины станут покорными мужчинам. Прабхупада отвечает: "Да". Мужчины хотят, чтобы женщины были покорными и верными. В таком случае они готовы нести ответственность.

Это следует понять правильно. Мужчина хочет, чтобы жена подчинялась ему. Это естественное стремление мужского "эго". Многие мужчины не задумываются над этим, а многие не осознают этого, пока не женятся и не станут жить с женой. Природа мужчины такова, что он хочет быть в положении главенствующего. Он хочет, чтобы жена подчинялась ему. Если же она непокорна, все становится вверх дном. И в абсолютном большинстве случаев мужчины даже не осознают, почему они поступают именно так. Но объясняется их поведение очень просто: такова природа мужского "эго".

Когда между супругами возникает конфликт, чисто внешне может показаться, что вина за происходящее лежит всецело на мужчине. Может показаться, что он раздражается но мелочам, цепляется к жене из-за пустяков, что он безрассуден. Однако на самом деле его естественный мужской статус требует, чтобы жена подчинялась ему; когда же она противиться этому, мужчина, естественно, огорчается. Если мужчина расстроен, ему недолго и вспылить. Следовательно, истинную скрытую причину его гнева следует искать в поведении его жены, не соответствующему се естественному положению — быть покорной.

Когда жена послушна мужу, природа мужчины проявляется в его желании заботиться и отвечать за тех, кто находится на его попечении. Чем больше жена предастся мужу, тем большую берег он на себя ответственность за нее, тем более мирной становится их жизнь. Это то, чего действительно хочет жена: чтобы ее муж был заботлив, относился к ней с состраданием. К несчастью, большинство женщин не знают, как достичь этого. В этой книге описан путь достижения желаемого, воспользуйтесь им.

Шрила Прабхупада объясняет, что это не просто формула мира для отдельных людей; это формула мира для всего человеческого общества. Это паука, требующая обучения и практики.

Утренняя прогулка, 10 декабря 1975 года, Вриндаван

Индиец: Жена Тилаки рассказала мне, что была очень расстроена. Однажды, когда она пришла повидаться с вами, то услышала от негодяя-йога, находившегося поблизости, что разрешено пить алкогольные напитки и что мужчины и женщины равны в правах. Когда вы отвечали на ее вопрос, то она стала говорить то же, что и тот йог, и вы ответили ей: "Ладно! Если женщина и мужчина имеют равные права, то почему ваш муж не рожает детей? Почему вы не можете обзавестись детьми через утробу вашего мужа?” Женщина очень расстроилась. Она сказала: "Прабхупада иногда говорит такие вещи! Это уж слишком ".

Прабхупада: Я сказал тогда: "Если у всех равные права, то сделайте вот такую вещь: иногда вы беременейте, а иногда пусть беременеет ваш муж. Тогда это будет равноправие, не так ли?"

Индиец: Она рассказывала мне, а я ответил: "Прабхупада иногда говорит такие вещи, что мы все чувствуем себя пристыженными ...".

Прабхупада: Но, говоря о духовном знании, мы не можем пойти на компромиссы. Я говорил в Чикаго то же самое, что и в Маврикии. Газеты подняли вокруг этого большую шумиху.

Харикеша: И телевидение тоже.

Прабхупада: Они очень расстроились. И когда я летел, кажется, в Чикаго, у одной из девушек-стюардесс я попросил принести мне стакан с "7up ". На что она ответила: "У меня нет ключа от бара ". Она была так сердита. Однако все штурманы и другие члены экипажа собрались вокруг меня (смех).

Харикеша: Думаю, это была та самая стюардесса, которая прошла в конец салона самолета и спросила нас: "Почему Свамиджи не любит женщин?"

Прабхупада: Нет, нет, я не говорил, что не люблю женщин. Я просто не могу признать равноправия полов. Как я могу признать его?! Прежде всего, докажите, что существует ваше равноправие — иногда ваш муж беременеет, а затем вы — и так по очереди… Нет, правда. Я говорю правду: "Если у вас равноправие, пускай тогда ваш муж забеременеет. Устройте это ".

Харикеша: Этой женщине проповедовала Вишакха. Она сказала: "На самом деле, мы менее умны" (смех) Это привело к большому скандалу...

Харикеша: Знаете, в США сейчас есть женщины-сенаторы. Иногда женщины являются президентами компаний.

Прабхупада: Ну, это может быть. Для этого нужно образование. Это другое дело. По природе женское тело отличается от мужского.

Индиец: Женщины подчиняются.

Прабхупада: Фактически нет. Это еще одна ошибка. У них просто разные занятия. Это как ноги идут, а голова руководит; хотя они выполняют разную работу, и ноги, и голова важны. Нам нужна и голова, и ноги. Если у нас будет только голова, а ног не будет, то как же тогда ходить? Но ноги и голова не равны. Для служения целому все должны иметь определенные обязанности. Таково свойство частей целого. Таково настоящее понимание. Самая важная часть тела — голова, но это не значит, что ноги ни к чему. Ноги важны в своей работе, а голова — в своей. Так что нам нужны обе эти части тела, а не сами по себе ноги или голова. Однако когда мы начнем сравнивать, мы можем понять, что голова важнее ноги. Если отрезать ногу, человек может жить и без нее. Однако с отрезанной головой он умрет. Поэтому вывод таков: голова важнее ноги. Но и голова нужна, и ноги. Если вы собираете цветы, красивые цветы, и добавляете к ним зеленые листья, то они становятся от этого красивее. Просто цветок сам по себе не так уж и красив. Если же его украсить зеленой листвой, он становится красивее. Таким образом следует принимать все это. Однако если сравнить цветок и листок, то первый важнее. Но нужны они оба.

Все аспекты данного вопроса прекрасно объясняются Шрилой Прабхупадой. В вышеприведенном отрывке разговора он говорит, что нельзя идти на компромисс, когда дело касается духовного знания.

В действительности, нет ничего проблематичного в подчиненном положении женщин. Женщина может, как и мужчина, стать сенатором или менеджером компании. Для этого нужно всего лишь образование. Прабхупада не говорит, что женщины неспособны занимать высокие посты (хотя временами он и заявляет, что женщины глупее мужчин). Но он имеет в виду, что всем нам предписаны различные обязанности. Поскольку женщины — существа, которые беременеют и должны кормить младенца грудью, стать домохозяйками является предписанной им Ведами обязанностью. Они должны растить маленьких детей, оставаться дома и готовить пищу, убирать и прочее. Дело не в том, что женщины не могут занимать высокие должности; просто такой вид деятельности не входит в обязанности, которыми, как предписано Ведами, должна заниматься женщина.

Прабхупада приводит пример с телом. Одним людям отведена роль быть головой (управляющими), а другим — ногами. Все люди не могут быть головами, как и не все являются ногами. Если вы посетили храм, и вам говорят, что здесь каждый — президент храма, то это значит, что, фактически, президента нет. Ничто не будет делаться само по себе. Если бы люди провели выборы и проголосовали за то, что отныне все в США являются президентами страны, это значило бы, что президентства как такового больше не существует. Если я президент, то я скажу одному человеку убирать в туалете, другому — готовить пищу, третьему — работать в качестве посла, четвертому — быть солдатом и так далее. Однако кому же я буду приказывать, если все люди также являются президентами? Каждый будет говорить другому, что нужно делать, однако никто не будет ничего делать. Подобным образом обстоит дело и в браке — кто-то должен занимать главенствующее положение, а кто-то подчиненное. В семье, как и в государстве или в бизнесе, должен быть четко определенный глава, лидер. Это не значит, что женщина плоха или незначительна; но Кришна определил ей одни обязанности, а мужчине — другие.

Женщин, приходящих в наше движение, нужно научить понимать это. Как рассказал мне один старший выпускник гурукулы, юноши и мужчины читают об этом, и у них не возникает проблем с пониманием этих вопросов. Они сразу же соглашаются с подобным взглядом на роль женщины в обществе и семье. Однако девушки часто не имеют правильного понимания в этом вопросе. И дело не только лишь в их неготовности принимать эти вещи. Многие родители, особенно матери- одиночки, и многие учителя часто учат юных девушек как раз противоположному. Эти люди будут говорить, что в сознании Кришны женщины и мужчины равны, они попытаются навязать умам юных девушек мысль о том, что им нельзя позволить мужчинам взять над собой верх (что, с одной стороны, хорошо: ее не будет эксплуатировать непорядочный мужчина; однако при неправильной интерпретации, которая нередко имеет место, девушкам внушается мысль, что они не должны подчиняться никому, даже мужу). Многие преданные отвергают идею послушания женщины своему мужу; они говорят, что в наше время на Западе это непрактично. И вот парень и девушка вступают в брак, и вскоре между ними возникает конфронтации. Он ожидает от жены преданности и покорности, а она ожидает равных прав с мужчиной. Конфликты. Распад браков. Все в проигрыше. Однако если девушки получат надлежащее обучение в этом отношении, все будут в выигрыше.

Интересно отметить в связи с вышеописанным случаем со стюардессой: она абсолютно неправильно поняла суть дела. Девушка спросила: "Почему Свамиджи не любит женщин?" Такие люди, как она, считают, что занимать подчиненное положение является для женщин унизительным. Она введена в заблуждение популярной идеей, состоящей в том, что все, за исключением искусственного материального равенства, является для женщин злом. Шрила Прабхупада заботился о вечном благе для всех. Следует воспринимать это, исходя из более широкой перспективы. Если строптивое поведение женщины является причиной борьбы и бедствий, развода и разбитой семьи, а это, в свою очередь, сбивает с правильного пути детей, общество деградирует, и если поощрение женщины стать покорной приведет к воцарению в семье мира сделает всех счастливыми, сохранит семью, где дети вырастают в здоровой семейной атмосфере, приводящей к мирному обществу, что, в итоге, решит все его проблемы, то в корне неверно думать, что в своей решимости установить подчиненное положение женщин Шрила Прабхупада руководствовался своей "нелюбовью" к ним.

Утренняя прогулка, 19 марта 1976 года, Майапур.

Рамешвара: Женщины спорят, доказывают, что если им дать хороший шанс, то они могут внести в бизнес, науку равный с мужчинами вклад. И вот они требуют равных с мужчинами прав, равной работы.

Прабхупада: Ну, пускай тогда равноправие распространяется и на деторождение. Пускай они перестанут рожать детей и этим уподобятся мужчинам. Ведь мужчины не рожают. Почему же женщины обязаны делать это?

Рамешвара: Это их уникальное свойство.

Прабхупада: Подобным образом все в мире уникально. Вы — самобытное существо. У вас должны быть свои, отличные от других людей занятия. В этом ваше совершенство.

Женщины отличны от мужчин как существа, и поэтому у них должны быть другие занятии.

Это не значит, что женщины неспособны получить образование и стать руководителями. У них есть возможность стать независимыми и управлять (до определенной степени, поскольку Шрила Прабхупада утверждал, что женщины не становятся хорошими руководителями общества), однако это не является предписанной им обязанностью. Поэтому из этого ничего не выйдет.

В "Бхагавад-гите" Кришна учит, что существуют четыре основных типа поведения. Это поведение обусловлено качествами: шудры, вайшьи, кшатрия и брахмана, и подразумевает умственные способности, и другие качества, определяющие мысли и действия человека. Поэтому Кришна предписывает различные обязанности каждому из четырех разрядов людей.

Арджуна является одним из величайших преданных Кришны. В начале своей беседы с Кришной в "Бхагавад-гите" Арджуна полагает, что вместо того, чтобы сражаться с родственниками, было бы лучше, если бы он сложил оружие и ушел в лес заниматься медитативной йогой и аскезами. Казалось бы, это подходящая деятельность для великого преданного Кришны. Однако Кришна учит другому. Он напомнил Арджуне, что его обязанность в жизни, основанная на его варне, — действовать как кшатрия. Если бы кшатрий убежал с поля битвы, это привело бы его к потере славы и удачи. Если царь становится слабым в исполнении своих обязанностей, будут процветать негодяи. Обязанность человека — поступать в соответствии со своим положением в обществе и не пытаться искусственно действовать по-другому. Кришна напомнил Арджуне о его долге, основанном на его варновой принадлежности. Если бы Арджуна был брахманом, Кришна дал бы ему другой совет. Кришна учил варнашрама-дхарме, подразумевающей различные роли и обязанности на основе варны человека. Пол является иной физической формой варны.

Из комментариев Шрилы Прабхупады к "Бхагавад-гите" (2.2).

"Хотя Арджуна был кшатрией, он уклонялся от своего долга, отказываясь сражаться. Такое уклонение от исполнения долга не способствует продвижению в духовной жизни и даже не дает возможности прославиться в этом мире. Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким ".

Из комментариев Шрилы Прабхупады к "Бхагавад-гите" (2.14).

"Чтобы должным образом исполнять свои обязанности, человеку нужно научиться выносить временные проявления счастья и несчастья. Следуя ведическим предписаниям, он должен утром совершать омовения, даже и в месяц Магху (январь — февраль). В это время очень холодно, но, несмотря на это, человек, живущий в соответствии с религиозными принципами, не колеблясь, совершает омовение. Так же и женщина без всяких колебаний проводит время на кухне, готовя еду, даже в самые жаркие летние месяцы (май — июнь). Подобным же образом, сражаться — долг кшатрии, и даже если ему приходится сталкиваться на поле боя с друзьями и родственниками, он не должен уклоняться от исполнения своего долга. Человек должен следовать религиозным принципам, чтобы подняться на уровень знания, ибо лишь с помощью знания и преданного служения может он достичь освобождения из цепких когтей майи ".

Даже если женщине и не нравится идея подчинения мужчине, покоряться ему — предписанный ей долг в обществе. Господь Кришна, ведические писания определили роль и обязанности женщин в обществе. Следовательно, подобно Арджуне, женщина должна принять свою роль, даже если ей это и тяжело. Таков путь, благодаря которому можно достичь высокого уровня преданного служения и освободиться от майи. Мы выполняем наш долг не просто с целью получить какой-нибудь мирской результат. Господь Кришна учит не привязываться к результатам. Мы делаем это в настроении преданного служения, выполняя указания Господа Кришны и Шрилы Прабхупады. Принимая подчиненное положение, жена будет духовно расти. Она будет исполнять свои обязанности и выполнять приказание Господа Кришны и его чистых преданных.

"Бхагавад-гита" (3.35):

"Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие — в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно ".

Комментарий Шрилы Прабхупады:

"Лучше выполнять свой долг в полном сознании Кришны, чем делать то, что предписано другим. В материальном плане предписанные обязанности есть обязанности, налагаемые в соответствии с психофизическим состоянием человека, находящегося под властью гун материальной природы. Духовные обязанности, или обязанности, налагаемые духовным учителем, касаются трансцендентального служения Кришне. Но, материальный он или духовный, лучше остаться верным своему долгу до самой смерти, чем подражать чужому. Духовные и материальные обязанности могут отличаться, но принцип следования авторитетному руководству всегда принесет благо исполняющему его. Если человек находится под властью гун материальной природы, он должен следовать правилам, предписанным для его конкретного положения, а не подражать другим. Например, брахман, находящийся под влиянием гуны добродетели, не должен совершать насилия, в то время как кшатрии, находящемуся под влиянием гуны страсти, насилие разрешено. Поэтому кшатрию лучше быть побежденным, следуя принципу применения силы, чем подражать брахману, который следует принципам неприменения таковой. Следует очищать свое сердце постепенно, без резких рывков. Однако когда человек выходит из-под влияния гун материальной природы и полностью обретает сознание Кришны он может совершать любые действия под руководством истинного духовного учителя. Находясь на этой совершенной стадии сознания Кришны, кшатрия может действовать как брахман, а брахман — как кшатрий. Различия материального мира неприменимы на трансцендентальной стадии. Например, первоначально Вишвамитра был кшатрием, но потом он действовал, как брахман, в mo время, как Парашурама был брахманом, а потом действовал, как кшатрий. Находясь на трансцендентальном уровне, они могли так поступать; но пока человек пребывает на материальной платформе, он должен выполнять свой долг в соответствии с гунами материальной природы. В то же время он должен полностью находиться в сознании Кришны".

Нужно воспользоваться наставлениями Господа Кришны и Шрилы Прабхупады относительно того, что Шрила Прабхупада называет особой квалификацией и особыми обязанностями для женщин.

Если женщина разошлась во мнениях со своим мужем и стремится взять верх, сражаясь до горького конца, дабы выйти "победительницей", то она проиграла все и полностью пренебрегла предписанным ей долгом. Она пытается при помощи неверных действий узурпировать положение своего мужа, желая быть лидером, победителем. Ее долг — занимать в случае разногласия подчиненное положение, независимо от того, нрав муж или нет. Она обязана с уважением относиться к супругу. Долг женщины — смотреть на мужа как на гуру, принимать его как наставляющего духовного учителя, своего прабху.

Если бы матаджи увидела, как ученик спорит, дерется со своим гуру, кричит и обзывает его с целью просто "выиграть" спор, то она бы легко поняла, насколько это оскорбительно для гуру и насколько заблуждается так называемый ученик. Женщина должна помнить, что муж — ее гypy и се долг — вести себя как ученик. Тогда их семейная жизнь станет счастливой и мирной. Даже если временами женщине и трудно почтительно относиться к своему мужу, тем не менее, се долг — поступать именно так.

Шрила Прабхупада говорит, что когда человек преодолел гуны материальной природы и находится в полном сознании Кришны (что, по его словам, не приходит сразу, а является постепенным процессом), он может заниматься любым делом под руководством своего духовного учителя. Последние слова — "под руководством своего духовного учителя" — в высшей степени важны. Не но прихоти. Это должно происходить только под руководством духовного учителя. Шрила Прабхупада просил девушек учиться быть покорными своим мужьям. Это должно быть общим правилом. Даже если женщина находится на высоком трансцендентном уровне, если она не имеет непосредственной санкции своею гуру действовать иначе, она должна придерживаться общих наставлений.

"Бхагавад-гита" 18.47 гласит в унисон с вышеприведенным стихом:

"Лучше заниматься собственным делом, даже выполняя его несовершенно, нежели в совершенстве исполнять чужое. Обязанности, предписанные в соответствии с природой каждого, никогда не вызывают греховных реакций ".

Обычно мы думаем о варнашраме в связи лишь с четырьмя вариантами: брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами. Но существует еще одно отличие — между мужчинами и женщинами. Мужчинам и женщинам, мужьям и женам предписываются различные обязанности в обществе и семье в соответствии с физическим полом.

Это основа варнашрамы. В духовном плане мы все равны, однако в материальном между нами безусловно, существуют отличия. Ведическая культура признает эти различия и организовывает семейную жизнь таким образом, чтобы создать мирное общество, которое может легко продвигаться в достижении духовных целей жизни.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2205 просмотров
Комментарии (8)
Вишишта даса # 1 ноября 2014 в 04:26 0
Подборка интересная под понятно каким углом зрения. Тема в наше время широко муссируется в разных вариациях, особенно женщинами, и определённого типа женщин привлекает. К сожалению, несмотря на все цитаты, понять её правильно, находясь в телесной концепции и не имея культурной основы в виде воспитания в ведической семье, не представляется возможным. Потому и думают, называть женщин "прабху" или "диди" (сестра) или даси или ещё как-то... Должны ли женщины быть гуру, президентами храмов, давать лекции и т.д. Как правило инициируют такие обсуждения неудовлетворённые своим положением дживы в женских телах, кажется поднеси спичку и атмосфера взорвётся. Удовлетворённым нет дела до них - спросите мою жену и она вам подтвердит zst Я лично считаю, что обсуждать такие темы с телесной позиции вредно, а с духовной позиции недостаточно - нужно понимание культуры.

Кукуйка безусловно представляет традиционную патриархальную модель для людей с адекватной сексуальной ориентацией. Это означает, что мы будем защищать наших женщин от бессмысленной болтовни на темы равенства полов и их вариации и не сможем принять эмансипированных женщин, подкаблучников-мужчин, холостяков, богатеньких брахмачари и другие асоциальные элементы.
Вриндавана Чандра дас # 8 ноября 2014 в 20:05 0
Богатеньких брахмачари ) Меня в свое время (время пребывания в ашраме в качестве НЕбогатенького брахмачари) очень интересовал феномен полной психологической удовлетворенности некоторых, позже стал изучать вопрос, и оказалось, что многих удивительно отрешенных преданных в ашраме оказывается ждала где-то квартира и вообще полностью упакованная жизнь. Думаю, как минимум на 90% случаев этим и объясняется столь восхитительное шафранное парение на бренным миром.
Сергей Смирнов # 27 ноября 2014 в 08:41 0
Ценное наблюдение, меткое. Кстати, а продолжалось ли это парение, когда они из ашрама со временем уходили-таки в квартиру и обеспеченную жизнь?!
Сергей Смирнов # 27 ноября 2014 в 09:05 0
Если продолжалось, значит, это допустимо. Ведь это не санньяси, а брахмачари. Когда в старые добрые времена брахмачари заканчивал обучение, его тоже могла ждать квартира и полностью обеспеченная жизнь, ведь обеспеченные семьи тоже отдавали своих мальчиков в гуру-кулу. И мальчики могли там спокойно учиться, не волнуясь о материальной стороне будущего. Чем не материальная опора варнашрамы под духовное "парение"?
Если же это убежденный шафрановый тьяги на всю жизнь, то, конечно, тайно имеющиеся заначки не красят его.
Вриндавана Чандра дас # 28 ноября 2014 в 21:18 0
Если бы мальчики ) Для меня нет ничего глупее, чем взрослые упакованные мужики, пришедшие малость по-брахмачарить. А когда они возвращаются к себе, то кто ж их знает потом, там людей не видно уже вообще.
Вишишта даса # 9 ноября 2014 в 07:20 0
Да, это интересный феномен под названием юкта-вайрагья smile Касается не только брахмачари, но и других отречённых классов. Всё-таки наша идея возродить нормальную социальную систему, где нет места притворству, т.е. каждый занимает свойственное ему/ей положение и не возникает противоречий или конфликта внутреннего с внешним. Асоциальность нынешнего "общества" очевидна не для всех, а не понимая корни проблемы пытаться её решать бесполезно.
Вриндавана Чандра дас # 9 ноября 2014 в 12:32 0
Тут как я вижу, можно рассмотреть два разных конфликта. Один конфликт - личный, проявленный в борьбе с трудностями, в преодолениях. Отсутствие такого конфликта, или борьбы скорее показывает отсутствие проникновения в данный ашрам, или в любой другой отреченный ашрам. Ну о каком отречении можно вести речь, если ты заныкал что-то для себя на всякий случай, но ходишь среди других в образе самого невозмутимого монаха. Хотя в том конфликт второго рода. Конфликт в маргинальном понимании юкта-вайрагьи, в притворстве. О котором ты написал. Притворяться можно очень искусно, что может выглядеть для неискушенной публики даже более натурально, чем жизненная реальность. Или я не правильно понял тебя?
Вишишта даса # 9 ноября 2014 в 14:47 0
Речь про конфликт с совестью, ты правильно понял.