Осуществление Варнашрамы: практично ли это

6 февраля 2011 - Вишишта даса

Перевод с английского

Автор: Хридайананда дас Госвами

 

В течение многих лет преданные размышляют о том, как возродить социальную систему варнашрамы, созданную Господом Кришной (БГ 4.13), которую продвигал Шрила Прабхупада, как жизненно важную для организации и очеловечивания человеческого общества. Рассматривая два раздела в этой системе – варну и ашрам, нам кажется, что воплощение идеи четырёх варн более трудноосуществимо на практике, как в ИСККОН, так и в миру. ИСККОН в целом (иногда весьма приблизительно) практикует систему четырёх ашрамов, но возрождение четырёх варн оказалось более трудновыполнимо даже среди преданных, что уж говорить о мире.

 

По иронии, философ, который лучше всего объяснил эту проблему – Карл Маркс, заключивший исследования истории выводом о том, что средства производства определяют социальные и политические взаимоотношения. Другими словами механизмы, при помощи которых общество обеспечивает свои основные материальные потребности, формируют социальные и политические образования данного общества.

 

Например, на очень простом уровне мы видим, что общества, живущие посредством охоты и сбора, являясь обязательно кочевыми или полукочевыми, склонны к формированию простых племенных систем политической и социальной жизни. Среди аграрных обществ, когда пища может сохраняться в больших количествах, что приводит к возможности совместного существования огромных масс людей, наблюдается большее разделение и специализация труда, что в свою очередь приводит к возникновению гораздо более сложных политических образований. Это ведёт к появлению политических и социальных иерархий.

 

Мы должны отметить, что ведическая система варн подразумевает аграрную экономику, т.е. экономику, основанную на земле и производстве пищи. Когда аграрная жизнь уступает путь индустриальной, городской жизни, простая и действенная система иерархий варн нарушается. Мы ясно видим это из истории Европы, когда до-индустриальная кастовая система (или система варн) разрушилась под натиском индустриальной революции. Мы также наблюдаем похожий процесс в современной Индии, когда быстрая индустриализация и последующая урбанизация ослабляет традиционную кастовую систему даже в её искажённой наследнической форме.

 

Шрила Прабхупада ясно понимал эти исторические движущие силы, поскольку мы можем увидеть что, когда он начал «беседы о варнашраме» во время утренних прогулок во Вриндаване в 1974 году, он одновременно с этим начал вдохновлять преданных приобретать землю и производить свою собственную пищу. Прабхупада понимал, что социальная система варн подразумевает и очевидно требует аграрную экономическую систему.

 

Прабхупада также предсказал широкие социальные и экономические коллапсы, которые сделали бы наши самодостаточные фермы существенными для нашего собственного выживания и выживания окружающих людей. Таким образом, по различным причинам, включая наше собственное выживание, ИСККОН нуждается в ещё одном движении - движении «назад к земле». В контексте аграрной экономики мы сможем возродить систему четырёх Варн, созданную Господом Кришной, необходимую более чем когда-либо для очеловечивания потерявшегося, страдающего общества.

 

Рейтинг: +5 Голосов: 5 3555 просмотров
Комментарии (2)
Ашока дас # 6 февраля 2011 в 17:29 +1

А каковы причины того, что систему варн сложнее восстановить (даже в среде преданных - как пишет автор)?

Вишишта # 10 февраля 2011 в 11:30 +1
Причина, собственно, в статье и объясняется - "механизмы, при помощи которых общество обеспечивает свои основные материальные потребности, формируют социальные и политические образования данного общества." Социально-политическая модель варнашрама может быть осуществлена только в условиях аграрной экономической системы. Такая система достаточно проста и подразумевает лишь базовую специализацию людей по принципу 4х варн, тогда как в условиях города такое упрошённое разделение обязанностей невозможно. В городе, вследствие усложнённой схемы поддержания насущных потребностей и философии консьюмеризма, люди большую часть времени вынуждены делать совсем не то, что соответствует их природе. В итоге мы встречаем самые несовместимые смеси специализаций типа брахма-шудр или кшатро-вайшйев. Всё это делает людей всё более несчастными даже на материальном уровне. Те же принципы применимы и к преданным, вынужденным жить по законам городской жизни.