О роли гуру в повседневной жизни неофита

22 апреля 2013 - Вишишта даса

Из лекции Бхакти Викаши Свами

Я не уверен, что современные психологические техники действительно полезны. Основанные на атеистической антропологии (теории эволюции и т.п.), они могут в некоторых случаях дать какое-то видимое временное улучшение способности обеспокоенной личности общаться с другими, но, в конечном счете, они просто углубляют забытье о Кришне. Особенно консультирование в вопросах семьи, которое пытается объяснить взаимоотношения согласно мирским концепциям совместимости, в действительности является насилием. Из-за того что таким консультациям недостает учения о том, что основа супружества – это ответственность, которая исходит от приверженности дхарме, они косвенно ставят выдуманные нормы и правила выше дхармы. Психологическое консультирование – это одно из нынешних увлечений ИСККОН, но нам нужно больше киртана и меньше консультаций. В каких бы консультациях мы ни нуждались, они должны быть основаны на понимании шастр, проводиться продвинутыми преданными, твердо знающими шастры, и они должны избегать негодных мирских идеологий, как тех, что порождены Фрейдом. Ученика, который, принимая жизненно важные решения, будет скорее советоваться с психологами, консультантами, астрологами и т.п., а не со своим гуру, едва ли можно назвать учеником.

Гуру должен стремиться поддерживать веру ученика в него, поскольку она связывает ученика с Абсолютной Истиной. Однако это не означает, что гуру должен идти на поводу у ученика-дилетанта и соглашаться со всеми его убеждениями. Гуру должен непреклонно представлять Абсолютную Истину, как ее излагают гуру, садху и шастры. Гуру, по возможности, должен уметь представить это знание таким образом, чтобы рассеять сомнения ученика (хотя очень трудно убедить того, кто не хочет избавиться от сомнений); но независимо от этого, первейшая обязанность гуру – быть приверженным истине. Кришна наделит умением и всеми необходимыми качествами преданного, который искренне служит Ему, содействуя в духовном продвижении другим. И наоборот – гуру, который приспосабливает свою проповедь под учеников, теряет способность представлять истину и теряет доверие тех лучших своих учеников, которые стремятся только к истине и ни к чему другому.

Гуру может терпеть ошибки своих учеников, но не до такой степени, чтобы позволить им отправиться в ад. Если гуру не привержен высшим идеалам, он может не обращать внимания на изъяны своих учеников, которые не должны оставаться незамеченными. Гуру, которому не достает воли исправлять учеников, может просто наблюдать за их деградацией или даже ей способствовать, в результате чего такие ученики становятся в некотором отношении даже хуже обычных материалистов. Такого гуру, даже если сам он строго всему следует, едва ли можно назвать гуру. Если ученику что-то неясно, он может обратиться к гуру. Однако и сам ученик должен использовать свой разум. К примеру, если вам советуют есть мясо или заняться мясным бизнесом, вам не обязательно обращаться за советом к гуру. Совершенно очевидно, что такому совету следовать не стоит. Однако могут быть и менее очевидные ситуации. Например, преданному могут посоветовать каждый день в течение часа заниматься хатха-йогой. Занятие хатха-йогой не противоречит принципам преданного служения, однако одновременно с улучшением здоровья это может привести к ухудшению садханы и усилению телесных представлений о жизни. В подобных случаях, когда ученик не уверен, он может обратиться за советом к гуру. Хотя преданные и могут советоваться с другими людьми, следует быть очень осмотрительными, если принимаемые решения жизненно важные. Не забывайте: большинству людей неведома цель жизни и пути ее достижения. Также опасно советоваться с так называемыми «преданными», выдающими себя за астрологов, консультантов и т.д., поскольку их видение не основано на гуру, садху и шастрах.

Часто преданных уводят в сторону разные практики, такие как йога, пранаяма, различные диеты, астрология, васту и т.д. Это все дано Богом и делает наше исполненное трудностей путешествие по материальному миру немного легче. Все это может быть использовано в определенной мере, и даже может помочь нам, но мы должны все рассматривать с другой точки зрения. Вместо того, чтобы потратить деньги на драгоценный камень, который, предположительно, может нейтрализовать влияние периода Раху, лучше воспевать Харе Кришна. С помощью воспевания, все настоящие проблемы жизни уйдут. Например, некоторые люди платят неплохие деньги эксперту в науке васту, который дает им совет перенести окно с одной стены на другую, но я бы посоветовал лучше позвать преданных, провести санкиртану, угостить их прасадом и посодействовать в распространении книг. У вас могут возникнуть некоторые проблемы с тем, что окно находится не на той стороне дома, но вы получите намного более ценное благословение от Кришны, если просто сфокусируетесь на прямом методе сознания Кришны.

Существует две категории преданных-неофитов: те, кто искренне стремится прогрессировать, и те, кто не стремится к этому. Первые, которым просто не достает опыта, в случае, если им посчастливится иметь хорошее общение, будут быстро продвигаться до уровня мадхьяма-адхикари - того уровня, с которого действительно начинается прогресс. Вторые же, неискренние преданные, часто выдают себя за продвинутых преданных, несмотря на то, что имеют множество материальных привязанностей. Помимо этого они могут пытаться оправдывать или не придавать значения своему несоответствию. Именно такие неофиты, выставляющие себя продвинутыми преданными или преданными-реалистами и т.п., привносят в сознание Кришны различные заблуждения, отклонения, компромиссы и т.д. Такой жалкой пародией на бхакти чаще всего заражаются новички, однако от этого не застрахованы даже опытные преданные, в случае, если они не практикуют преданное служение с усердием или не принимают всем сердцем авторитет гуру, садху и шастр.

- Некоторые преданные любят жевать жвачку? Какие преданные? Сваямбхува, Нарада, Шамбху? Или может быть Господь Шива, который сидит под деревом баньян и просит Парвати дать ему жвачку? А вы предлагаете ее Кришне? Я не слышал, чтобы Кришна жевал жвачку. Необычный вопрос. Кстати, если у вас проблемы со здоровьем, то можете каждый день немного вина выпивать, это очень полезно. Так говорят. Небольшая доза алкоголя благоприятна для здоровья. Единственная проблема в том, что это греховная деятельность, но здоровье будет хорошее. А если вы постоянно испытываете стресс, то можете курить – курение успокаивает нервы. А так как нервы у вас будут спокойны, вы сможете лучше повторять Харе Кришна. Все это записывается? Шастры не запрещают жевать жвачку… Однажды я был у одного из духовных братьев Шрилы Прабхупады и увидел, что он пьет чай. Я спросил: «А почему вы пьете чай?» Он сказал, что шастры не запрещают пить чай, там ничего не говорится об этом. Я почти что уверен, что шастры так же не запрещают ходить на дискотеку…Можно устроить дискотеку в сознании Кришны… Все, что я сейчас говорил, это была шутка, но если вы еще зададите подобные вопросы, то я уже начну злиться.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1204 просмотра
Комментарии (1)
Вишишта даса # 22 апреля 2013 в 14:19 0
Вторые же, неискренние преданные, часто выдают себя за продвинутых преданных, несмотря на то, что имеют множество материальных привязанностей. Помимо этого они могут пытаться оправдывать или не придавать значения своему несоответствию. Именно такие неофиты, выставляющие себя продвинутыми преданными или преданными-реалистами и т.п., привносят в сознание Кришны различные заблуждения, отклонения, компромиссы и т.д. Такой жалкой пародией на бхакти чаще всего заражаются новички, однако от этого не застрахованы даже опытные преданные, в случае, если они не практикуют преданное служение с усердием или не принимают всем сердцем авторитет гуру, садху и шастр.

На мой взгляд, вот это и есть коренная причина большинства проблем в нашем современном вайшнавском обществе. Неофит, так или иначе занимающий какое-то официальное положение в духовной организации, начинает рьяно проталкивать свои жалкие привязанности, представляя их в качестве нового и более прогрессивного стандарта духовной жизни и проповеди.