Дебаты европейских лидеров о молоке: пить или не пить?

25 ноября 2013 - Вишишта даса

На ежегодной встрече лидеров ИСККОН стран Европы, которая проходила с 5-го по 6-е октября этого года, произошли обсуждения самого животрепещущего и противоречивого вопроса о том, пить или не пить молоко.
Около восьмидесяти преданных прибыли из Франции, Испании, Ирландии, Англии, Шотландии, Венгрии, Хорватии, Германии, Швеции и Голландии для участия в этой встрече , которая в этом году проводилась в Радхадеше (Бельгия).

Из них двадцать пять человек являются членами Европейских региональных управляющих советов, в состав которых входят члены европейской Комиссии GBC.

Остальные, примерно около пятидесяти преданных, являются членами Европейского Совета, состоящего из двухсот лидеров, включающих президентов Храмов, лидеров Нама-хатт, лидеров Партии распространения книг, руководителей Управления по защите детей, а также преподавателей из общин ИСККОН всех стран Европы.

Дебаты о традиционной пище вайшнавов начались в 11:15 утра в субботу, 5-го октября под заголовком "Молоко в ИСККОН".
В настоящее время вопрос употребления молока является одной из главных тем в мире. Открытые выступления в пользу веганства из-за жестокого обращения с матерью-коровой в молочной промышленности становятся всё более и более настойчивыми. Количество преданных в ИСККОН, разделяющих эту точку зрения, неуклонно растет.

"Это очень актуальный и неоднозначный вопрос", говорит секретарь Комиссии RGB Дина Даял дас. "Очень часто нашу организацию спрашивают о том, кто нам самим поставляет молоко – скотобойни, молочные фермы или у нас свои коровы? И, к сожалению, мы порой не можем утверждать, что употребляем молоко коров, которые содержатся в достойных условиях. Как же на практике соблюдаются высокие принципы нашего сообщества?

Для обсуждения различных точек зрения были проведены две получасовые презентации, подготовленные преданными по этому вопросу.

Министр комиссии GBC Пища для жизни Прияврата дас выступил первым с заявлением о том, что молоко является чистой и благостной пищей, рекомендуемой для вайшнавов, однако, молоко, поставляемое из коммерческих ферм является вредным, так как оно напичкано химическими веществами и гормональными препаратами. Кроме того, дойных коров содержат в ужасных условиях, подвергают пыткам и убивают по истечению двух-трех лет. Некоторые из них вообще никогда не видят солнечного света.

Полная презентация Прияврата даса.

Прияврата предложил вместо покупки коммерческого молока, которая поддерживает убийство в промышленных масштабах, создавать свои фермы по производству молока. Или, если это невозможно, то храмы ИСККОН могли бы обратиться к фермерам с просьбой о содержании коров без химических стимуляторов и платить им за пожизненный уход за коровами. Так работает Британский проект Ахимса в по производству молока.

Прияврата рассказал об уже существующих Ахимса проектах ИСККОН, где уже производят чистое молоко и отметил, что спрос на такое молоко существует не только в рамках ИСККОН, но и в международных масштабах.

Например, одна из безубойных ферм ИССКОН Гита Нагари в штате Пенсильвания (США) производит от 200 до 300 галлонов молока еженедельно. Конечно, стоимость молока намного выше, чем мы привыкли платить в супермаркете. Она доходит до $10 за галлон. Но это не останавливает тех, кто верен своим принципам. Недавно ферма Гита Нагари получила общественные дотации в размере $300,000 за этот проект.
В заключении своей презентации Прияврата прояснил: «Сам я не веган, я уже 15 лет лакто-вегетарианец. Я убежден, что молоко в его чистом виде очень полезно для человека. Но я сделал свой личный выбор, и буду пить только то молоко, которое произведено на фермах с достойным содержанием коров. Я считаю, что это условие можно закрепить в правилах нашей организации. Думаю, это своевременная и правильная мера в отношении всего общества и я верю, что люди по достоинству оценят такой поступок».

Следующим выступил министр Европейского общества ИСККОН по защите коров Шьямасундара дас. Он задал вопрос: «Что произошло такого, чего не было в период жизни Шрилы Прабхупады, что могло бы заставить нас изменить нашу позицию в отношении потребления молока?».

Презентация Шьямасундара даса.

Он указал на то, что Прабхупада знал, что происходит в молочной промышленности, когда говорил о пользе молока для преданных, и что содержание коров сегодня не хуже, чем было в 70-ых годах. Наоборот, благодаря вводу строгих законодательных правил, качество молока реально улучшилось
Шьямасундара процитировал много высказываний Прабхупады о важности употребления молока с точки зрения питания и духовной пользы, и сказал, что мы не должны отказываться от его употребления.

Позже, в интервью газете ИСККОН Ньюз он сказал: «Веганство – эта такая же защита коров, как отказ от зачатия детей – защита от абортов. Другими словами, это не решение проблемы».

Так в чем же тогда решение? Здесь Шьямасундара согласился со словами Приявраты.
Он сказал, что сегодня преданные загнаны в угол теми, кто подталкивает их к веганству, потому что они не в силах следовать второй неотъемлемой части наставления Прабхупады: получать молоко от своих защищенных от насилия коров.
Он указал на то, что большинство ферм ИСККОН пришло в упадок или прекратило работу с тех пор, как Шрила Прабхупада еще был с нами, и что теперь преданные сами должны показывать достойный пример обществу.
С точки зрения воплощения этих действий в реальную жизнь, Шьямасундара объяснил, что данная проблема перешла из разряда этических в разряд экономических. Учитывая расходы по уходу за коровами и оплату труда, получается, что стоимость такого молока в шесть раз выше стоимости молока в магазинах.
Большинство храмов ИСККОН говорят, что не располагают достаточными денежными средствами. Но Шьямасундара настоял на том, чтобы лидеры ИСККОН осознали важность принятия данной стоимости.

«Наша идея в том, что мы хотим, чтобы люди производили молоко, не убивая коров» - сказал он. «И это означает, что мы должны захотеть платить за это». Если бы наши лидеры ИСККОН захотели в пятилетний срок создать организацию, в которой молоко для храмов производилось бы от защищенных от насилия коров, я думаю, они смогли бы это осуществить».

Он призвал самые преуспевающие и финансово обеспеченные храмы ИСККОН в Индии создавать проекты по защите коров от забоя, для удовлетворения потребности в чистом молоке. «Это стало бы весомым аргументом, как для правительства Индии, так и для всех организаций ИСККОН» - сказал он.
Кроме того, он предположил, что рядовые члены организации могли бы участвовать в финансовой поддержке их местных гошал.

Также, как и Прияврата, он поднял вопрос о финансировании содержания коров на местных органических фермах, таким образом спасая их от гибели.

Скорее всего, для некоторых из нас это станет нелегким выбором, который затронет разные уровни служения и изменит привычный образ жизни, выбором между употреблением молока от защищенных или от не защищенных от убийства коров. Еще есть возможность покупать молоко у местных органических ферм или, в крайнем случае, в магазине, но при этом предлагая его Кришне и усиленно молясь о душах коров.

Следующим после Шьямасундары выступил специально приглашенный гость Ситарама дас, который сделал презентацию о своем Британском проекте фонда Ахимса Даяри, который работает в сотрудничестве с местной органической молочной фермой. Стадо коров поддерживается за счет фонда Ахимсы. Животные содержатся там всю жизнь, пасутся на свободных пастбищах и не подлежат забою.

Презентация Ситарамы даса.

После презентации было проведено часовое пленарное заседание, где все лидеры ИСККОН стали свидетелями интересного результата.

Шестьдесят четыре процента проголосовали за поиск источников качественного молока, двадцать три процента выбрали полный отказ от молока и молочных продуктов и тринадцать процентов выбрали уменьшить общее потребление молока. Ни один человек не согласился оставить всё как прежде.

«Преданные дали ясно понять, что они больше не собираются покупать самое дешевое молоко в магазинах, как делали это раньше» - прокомментировал секретарь европейской комиссии RGB Дина Даял. «По крайней мере, по моему мнению, это революционное заявление».
Но наиболее поразительным оказался тот факт, что, не смотря на речь Шьямасундары, подводящий к идеи веганства, четвертая часть присутствующих лидеров ИСККОН заявили, что если они не смогут получать молоко от защищенных от убоя коров, то они прекратят его употреблять.

В общем и целом, каждый из них с еще большей решимостью утвердился во мнении, что ИСККОН должен стать на защиту коров от насилия.
«Мы считаем неприемлемым убийство коров и убеждены, что это не является обязательным условием для удовлетворения пищевых нужд человека», - указали европейские лидеры в своем официальном заявлении после окончания заседания.
«Мы хотим видеть будущее, в котором самоокупающиеся общины ИСККОН и /или безубойные фермы будут поставлять молоко в наши общины и дома для бедных.
Лидеры также прояснили: « Мы предпочитаем всегда оставаться лакто-вегетарианцами, как учил нас Шрила Прабхупада».

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1633 просмотра
Комментарии (7)
Вишишта даса # 26 ноября 2013 в 11:18 +1
Хоть лично для меня эта тема в настоящий момент достаточно теоретическая, скажу пару слов. Смешанные чувства возникают по прочтении этого репортажа. C одной стороны хорошо, что лидеры заговорили о важности защиты коров. С другой, сразу вот этот транскрибированный отрывок из лекции вспоминается. Лидеры обсуждают "самый" животрепещущий вопрос - пить или не пить. Может стать веганами, может начать организовывать спонсированные горожанами отели для коров? Вопрос о смене взглядов и образа жизни не встаёт, поскольку это похоже не животрепещуще... Всё то же потребительское отношение - кто-то должен содержать для городских жителей коров, а они будут работать в офисах, щелкая клавишами компов и т.п. Придумываются всякие хитроумные схемы, поскольку содержать корову, как они считают - убыточно. И не приходит в голову мысль, что корова - часть семьи. Никто из них ведь не говорит, что содержать маленького ребёнка экономически нецелесообразно и не придумывает схемы сбора пожертвований. Всё совсем не так joke Более правильно сказать, что содержать городских жителей искуственно увеличивая поголовие коров экономически нецелесообразно. Невыгодны эти ничего не производящие и не участвующие в поселенческой жизни рты. Жёстоко? Возможно, но дело в том, что Кришна любит коров больше, чем многих из нас.

Проблема таких обсуждений в том, что корове в них отводится некое абстрактно-теологическое значение. В практическом и экономическом (бумажно-денежном) же плане мы видим взгляд на корову сквозь призму калиюжного городского обывательства, с примесью выхолощенных сантиментов (чаще из "чувства долга"). Разве это можно назвать защитой коров? Обсуждать защиту коров должны настоящие вайшнавы-вайшьи, а не потребители. При всём уважении к лидерам Европейского ИСККОН, в сфере защиты коров и сельского хоз-ва большинство из них играют роль именно обывателей, а не специалистов, способных принимать значимые решения.
Сергей Вертуганов # 27 ноября 2013 в 23:47 0
Очень сильно сказано, целиком поддерживаю. Как правило, те, кто живут в деревне, мыслят в одном ключе. Особенно, если заботятся о коровах на принципах Го-ракшьи. Странно, почему не спросили мнения таких преданных?
Вишишта даса # 28 ноября 2013 в 11:22 0
"Мы хотим видеть будущее, в котором самоокупающиеся общины ИСККОН и /или безубойные фермы будут поставлять молоко в наши общины и дома для бедных."

Это заявление собравшихся лидеров достойно похвалы. Жаль, что это лишь слова, отдающие утопией. Во-первых, самодостаточные общины потому и самодостаточные, что живут по определённым принципам и не будет у них мотива поставлять молоко даже по сильно завышенным ценам в города. Хотя бы просто потому, что такие общины сразу перестанут быть самодостаточными и попадут в зависимость от потребителей ахимса-молока. Коров-то содержать придётся по-любому. Всегда, когда заходила речь о сельхоз бизнесе, Шрила Прабхупада говорил, что фермы не должны гнаться за деньгами. ПРОДАВАТЬ ТОЛЬКО ИЗЛИШКИ сельхозпродукции. Единственное, Шрила Прабхупада хотел, чтобы фермы снабжали кухни Божеств молочными продуктами, излишки которых поставлялись бы в наши же рестораны. Таким образом, ни о каком массовом производстве ахимса-молока для полного удовлетворения потребности в молочных продуктах городских жителей не может идти и речи. Искусственные схемы лишь в незначительной степени компенсируют эту необходимость. Вследствие недостатка ахимса-молочных продуктов или же денег на их покупку, городские преданные всё-равно будут продолжать покупать обычное молоко. А если вдруг народ массово будет становиться веганами под влиянием определённого толка проповеди, то мозгов у преданных-веганов, получаемых в рез-те потребления молока будет всё меньше и меньше...  Во-вторых, лидеры хотят видеть самодостаточные общины, но похоже не видят себя в них, что очень печально, поскольку отодвигает это светлое будущее в неизмеримые дали. Это отдельная большая тема.

Как правило, те, кто живут в деревне, мыслят в одном ключе. Особенно, если заботятся о коровах на принципах Го-ракшьи. Странно, почему не спросили мнения таких преданных?

Возможно и спрашивали. Шйамасундара прабху, будучи министром защиты коров по Европе, должен быть в курсе. Очевидно они используют прагматический подход исходя из того, что имеют. Обратите внимание на сам заголовок дебатов: "Молоко в ИСККОН". Не "го-ракшйа" или "развитие самодостаточных общин на принципах го-ракшйи", а "Пить или не пить"?  blush Если вопрос о смене взглядов на образ жизни не встаёт, то других альтернатив просто нет. В данном случае речь шла не о каком-то долгосрочном проекте\проектах, а о прейасе - проектах приносящих немедленный результат. Молоко-то нужно пить сейчас, а умы у некоторых преданных беспокоятся по поводу того, что они пьют. Также есть наставления Шрилы Прабхупады о защите коров. Предположительно таким вот метаморфозным образом эти две темы (потребление молока и защита коров) объединились в одну: "защита коров горожанами", где основным мотивирующим фактором является "что МЫ пьём".
venkata bhatta das # 2 декабря 2013 в 17:25 +1
Полностью с Вами согласен!Все призывы направленны на то,что кто-то должен производить ахимса молоко,а мы будем только его употреблять.ни слова о стратегии развития и планах.Таких резолюций уже много,но где их решение?
Постоянно прослеживается разделительная черта между жителями города и деревни.Конечно,сейчас невозможно резко перенаправить деятельность преданных городов в сторону деревни,но если хотя бы давать им правильный курс развития,предлагая участвовать в посильной защите коров,помогая деревенским преданным,то благо получат все.
Конечно есть идеал самодостаточной общины,но должен быть переходный этап,постепенная смена вкусов.Поэтому,только совместными усилиями всех преданных,не важно где он живёт,направленными на удовлетворение Шрилы Прабхупады,можно изменится самому и изменить культурные ценности в целом обществе.
Гауранга Калиндин # 10 декабря 2013 в 11:09 0
Шрила Прабхупада: Мы даже не вегетарианцы.

Гордон Павел: Вы не.

Шрила Прабхупада: Нет. Мы отрицаем вегетарианство и не вегетарианство. Мы не вегетарианцы, и также не являемся не вегетарианцами. Мы едим Кришна прасад. Вместо этого, "прасадарианцы", мы не являемся ни вегетарианцами, ни не вегетарианцами. Потому что мы не едим то, что не предложено Кришне. Всё, что приготовлено в соответствии с приказанием Кришны, и когда Кришна ест, мы принимаем остатки пищи. Поэтому мы не попадаем ни в разряд вегетарианцев или не вегетарианцев. Мы трансцендентны.
Вишишта даса # 6 января 2014 в 09:11 0
Пройдет время и на западе те кто еще останутся "преданными" будут обсуждать вопрос- " А стоит ли нам повторять 16 кругов мантры?

Ну это вряд ли. Такие вопросы рождаются прежде всего у новичков, и про молоко и про мантру. Как вот недавно тут поднялась шумиха по поводу того, что надо не РамО повторять... Необученный народ не видит разницы между принципами и деталями. Между тем, что на самом деле оскверняет и тем, что никак не затрагивает их духовную жизнь. Поднимают истерию по поводу пустяков и доходит до обращения к руководству, после чего мы получаем собрания и официальные позиции по всяким смешным для нормального человека вопросам...
Вишишта даса # 9 января 2014 в 18:14 0
"Американский Сельскохозяйственный университет не очень давно опубликовал заключение, что быков и коров экономически выгодно содержать даже без молока просто лишь потому, что они дают самое ценное удобрение на этой планете — их гумус. Гумус, коровий навоз способен полностью восстановить микрофлору и плодородие самых бросовых, полностью истощённых почв — за семь лет, если семь лет раз в полгода разбрасывать на эти почвы коровий навоз и потом мелко их вспахивать. А быки — это работяги, труженики, культуристы от Бога. Им нравится ощущать мышечную радость от физических нагрузок. Те, кто используют быков для работ, знают это. Так же, как лошадь в стойле начинает болеть, так и бык начинает грустить без работы. Один опытный фермер в Литве мне сказал, что лошадь не предназначена для того, чтобы на ней пахали: у неё ноги, в отличие от быка не упираются землю так, чтобы тянуть тяжести. Он сказал: «лошадь — как ласточка, создана для того, чтобы бегать! Бык же создан наоборот,- для того, чтобы перевозить, тянуть тяжести, чтобы пахать — у него ноги упираются в землю так, чтобы с силой толкать. И он ощущает от этого, как тяжелоатлет, радость!
Американский Сельскохозяйственный университет не очень давно опубликовал заключение, что быков и коров экономически выгодно содержать даже без молока просто лишь потому, что они дают самое ценное удобрение на этой планете — их гумус. Гумус, коровий навоз способен полностью восстановить микрофлору и плодородие самых бросовых, полностью истощённых почв — за семь лет, если семь лет раз в полгода разбрасывать на эти почвы коровий навоз и потом мелко их вспахивать. А быки — это работяги, труженики, культуристы от Бога. Им нравится ощущать мышечную радость от физических нагрузок. Те, кто используют быков для работ, знают это. Так же, как лошадь в стойле начинает болеть, так и бык начинает грустить без работы. Один опытный фермер в Литве мне сказал, что лошадь не предназначена для того, чтобы на ней пахали: у неё ноги, в отличие от быка не упираются землю так, чтобы тянуть тяжести. Он сказал: «лошадь — как ласточка, создана для того, чтобы бегать! Бык же создан наоборот,- для того, чтобы перевозить, тянуть тяжести, чтобы пахать — у него ноги упираются в землю так, чтобы с силой толкать. И он ощущает от этого, как тяжелоатлет, радость!"