Четыре типа родителей – четыре разных результата

7 декабря 2014 - Вишишта даса

Автор: Шри Рама Даса

Мы хотим видеть, что наши дети вырастут такими же как мы сами. Это основной инстинкт. Ценности, культура, религия, образ жизни – мы ожидаем (или по крайней мере надеемся) передать всё это нашим детям без изменений. 
В обществах с традиционной культурой «передача факела» следующему поколению происходит достаточно гладко. Всё общество – родители, соседи, учителя, родственники, правительство, дают одинаковые культурные послания. Однако, кто из нас живёт в обществе с традиционной культурой?
Индия, имеющая корни в лучшей из традиционных культур, быстро теряет своё духовное наследие. Нищета, иностранное влияние, мирское правительство и зависть богатым Западным странам – всё это лишило Индию её Ведического наследства. И Индия отказывается от духовных высот в пользу канавы страстных удобств более «развитых» стран. Индийцы, живущие на Западе, часто обнаруживают себя духовно изолированными посреди океана материализма. 


ИСККОН должен представить универсальную, основанную на духовности культуру, то, что Шрила Прабхупада называл «дом, в котором может жить весь мир». Когда предсказания Шри Чайтаньи Махапрабху сбудутся, когда книги Шрилы Прабхупады станут законом для человечества, когда мы установим общество простой жизни и возвышенного мышления, тогда мы можем обозначить целостную культуру, сохраняющую ценности, религию и образ жизни, которые мы хотим передать нашим детям. 
В «Двенадцати шагах к успеху» - статье, которую я написал в 1988 году, я предостерегал преданных, занимавшихся образованием в ИСККОН о том, чтобы они реалистично рассуждали о нашей теперешней культурной среде:
«Было бы ошибкой думать, что мы живём в Ведической культуре. В настоящее время мы живём в «ИСККОНовской культуре» - уникальной смеси традиционной Ведической культуры, современной индийской культуры, Западной глобальной культуры и нашей местной культуры, в которой мы родились». 
Имея такую культурную путаницу, родители вряд ли могут ожидать помощи и вдохновения для своих детей на принятие их убеждений и образа жизни. А что является большим страданием, чем видеть, как дети отворачиваются от наших самых сокровенных богатств: наш духовный образ жизни, наши этические и культурные ценности, и сама концепция «кто мы» и каково наше предназначение в жизни. 
Итак, что родители могут предпринять, чтобы помочь своим детям уважать и ассимилировать их образ жизни? Несколько академических исследований показывают, что различные подходы к воспитанию детей дают разные результаты.

Четыре основных стиля воспитания

ПРЕНЕБРЕГАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Склонны избегать принятия ответственности за воспитание детей. Они могут быть слишком заняты своей профессиональной деятельностью или слишком погружены в собственные проблемы. Их дети недополучают как дисциплину, так и любовь.
РАЗРЕШАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Любят и заботятся о своих детях, но не устанавливают должные рамки. Они часто боятся, что дисциплина отвернёт от них детей или станет препятствием для взаимной любви.
АВТОРИТАРНЫЕ РОДИТЕЛИ
Любят говорить «делай потому что я это говорю!» Они часто сражаются со своими детьми и мотивируют их угрозами и наказанием. Большинство родителей подпадают под эту категорию. 
АВТОРИТЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ
Устанавливают адекватные разумные ограничения и готовы отстаивать их. Тем не менее они выделяют время на объяснение причин этих ограничений и обучают своих детей самостоятельно принимать правильные решения.


Результаты говорят сами за себя
Исследования университета Wisconsin в 1970 году дало следующие результаты для этих четырёх подходов воспитания:
Дети «пренебрегающих» родителей в значительной степени показали низкую самооценку и плохой уровень дисциплины за пределами своего дома (взаимодействия с учителями, пасторами, полицией и т.д.). Также такие дети отвергли религию и образ жизни своих родителей.
Дети «разрешающих» родителей показали низший из всех уровень самооценки, но проявили себя лучше в других областях, чем дети с родителями категорий «пренебрегающие» и «авторитарные».
Дети из «авторитарных» семей оказались лучше по параметрам «самооценки», но были ниже всех во всём остальном.
Дети «авторитетных» родителей были более-менее на высоте по всем пунктам.
Двенадцатилетнее исследование Калифорнийского и Берлинского университетов показало схожие результаты. Подростки с «разрешающими» родителями имели незрелое отношение к жизни, заниженную самооценку, беспокойства во взаимоотношениях с товарищами и трудности в школе. Они также были склонны к сексуальной зависимости и были вовлечены в употребление наркотиков. 
Дети «авторитарного» подхода хотя и значительно меньше употребляли наркотики и алкоголь, тем не менее они испытывали много эмоциональных проблем, были несчастливы, незрелы, имели бедное самовосприятие, недостаток мотивации в учёбе, получая низшие академические оценки.
С другой стороны сыновья и дочери «авторитетных» родителей проявляли минимум поведенческих проблем, были в целом удовлетворены и зрелы, а также имели лучшие оценки в школе.


Качества «авторитетных» родителей
Они поддерживают правильный баланс в любви и дисциплине. Утверждая те или иные рамки или требуя определённого поведения, они прилагают усилия, разъясняя причины. Они последовательны во взаимоотношениях с детьми и учат собственным примером.
Будучи последователями духовной культуры, мы имеем естественные преимущества в этих областях и должны использовать их. Знание о реинкарнации и карме даёт наиболее здравое представление об окружающем нас мире. Если мы хорошо владеем Ведической философией, мы можем дать наилучшие объяснения для того, чтобы наши дети жили этичной, ответственной жизнью. Преданность Гуру и Кришне предоставляет ощутимый опыт в личностных отношениях с Богом – высший мотиватор хорошего поведения.
Однако мы должны избегать злоупотребления Ведической философией и культурой в качестве инструмента утверждения слепой авторитарности. В духовной пустоте современного общества у нас не получится вынудить детей следовать нам «потому что это то, что я делал, когда был в твоём возрасте». Не помогут нам и догмы, чувство вины и угрозы будущими низшими рождениями. 
Философия Бхагавад-гиты и Шримад Бхагаватам прекрасна, всеохватывающа и логична. Если мы знаем её и живём по ней сами, объясняя её актуальным образом нашим детям, мы станем успешными родителями.
Шри Рама даса – председатель образовательной комиссии ИСККОН того времени (статья взята из журнала Back to Godhead март, 1992 год)

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2776 просмотров
Комментарии (21)
Вишишта даса # 31 декабря 2014 в 12:30 +1
Обратите внимание, что данную статью написал в 92м преданный, ответственный за образование. С тех пор много чего изменилось...У Шри Рамы прабху была целая рубрика в Бэк ту Годхед того времени, посвящённая правильному воспитанию и образованию детей. Были идеи, громадные планы по развитию гурукул в ИСККОН, но к сожалению мы не видим сегодня, чтобы на эту тему много говорили, или, тем более, делали. Есть пара начинаний в России, но в основном, кто с надеждой, кто критически смотрят в сторону Майапурской гурукулы и International school. Какие у кого мысли, почему такая ситуация сложилась?
Адвайта-Крипалу дас # 31 декабря 2014 в 18:19 0
Создать, поддерживать и развивать гурукулу очень сложно, как вообще сложно с детьми возиться, необходимо приложить массу усилий, а видимого результата может и не быть (например гурукулята не стали преданными, а если и станут, то это же сколько лет пройдет).
Намного легче привлечь новых рекрутов с улицы, чем воспитывать из детей.
Вишишта даса # 1 января 2015 в 17:19 +1
Т.е. единственный ответ: гурукула - это сложно с неопределённым результатом? Я почему спрашиваю, мне просто реально непонятно, почему тема умерла.
Вриндавана Чандра дас # 1 января 2015 в 17:44 0
Большой вопрос что в наше время можно подразумевать под гурукулой вообще. Кто-то считает это местом, где собирают детей преданных и стараются их учить всему с элементами сознания Кришны. А низкое качество прикладных знаний компенсируется приобщением к сознанию Кришны. Но по-моему это как называть воздух на целлюлозно-бумажном комбинате кислородом.
Вишишта даса # 2 января 2015 в 22:00 +1
Под гурукулой я не подразумеваю просто школу. Ключевые моменты: резидентная система, базовое обучение на основе традиционного для нашей сампрадайи материала (в нашем случае рекомендации чему учить от Шрилы Прабхупады), методика, основывающаяся на вайшнавской традиции опять же. Про гурукулу я заговорил к тому, что сам автор статьи, похоже, не верит в то, что становление идеальным родителем позволит ребёнку стать преданным - это и понятно. Должно быть трио: самскара, правильное образование, правильная среда. Часто я вижу, что акцент делается на самскару, а остальное - "как Кришна", читай "как получится". В качестве противопоставления авторитарности предписывают разрешающий стиль. Безобразие какое-то!
Анна Тартынская # 5 марта 2015 в 17:53 0
Харе Кришна! У меня двое сыновей 5,5 и 2 года. Меня очень интересует гуру-кула в том виде, как ее задумал Шрила Прабхупада. Майяпурская не всем подходит по разным параметрам: климат, удаленность, язык, стоимость обучения, перелетов, страховки и пр.
Очень хотелось бы, чтобы гуру-кула была в сибирском регионе или хотя бы летний лагерь, где дети могли бы погружаться в вайшнавскую культуру. Гуру-кула в Абхазии тоже не вместит всех желающих, да и далеко опять же...
Конечно, необходимы личности, за которыми пойдут многие. Родители просто ждут готового предложения. Никто не хочет поднимать дело с "нуля".
Как вариант рассматриваю проведение лета в вайшнавском поселении, где была бы возможность занимать детей полезным трудом. В городе занять детей и обеспечить им достаточную позитивную подвижность очень трудно. Природа далеко, дети как в бетонных клетках сидят. Храм тоже неблизко, нужно полгорода проехать.
Так что я ЗА любой проект по этой теме.
Мои поклоны _/_
Вишишта даса # 6 марта 2015 в 18:10 +1
Мы думали насчёт летнего лагеря и о разных других вариантах. Но в последнее время я лично больше склоняюсь к тому, что нам нужно организовать школу для детей преданных, живущих постоянно на поселении. Мне не нравится идея, что родители посылают детей куда-то на сторону, а сами живут полу-кармической жизнью за сколько-то тысяч км. от них. Типа выполнили свои обязанности - отправили ребёнка в Майапур и все дела. Т.е. это не проблема детей, - это проблема взрослых.

Я думаю, что настоящая ответственность и обязанность преданных-родителей состоит в том, чтобы изменить свой образ жизни, а потом уже думать о рождении детей. Если говорить в масштабах ИСККОН, как общества, - надо начинать с образования, оно у нас неудовлетворительное. Конкретно нужно систематически обучать молодые семейные пары полноценной практике садхана-бхакти и принципам простой самодостаточной жизни, а не посредственной (психо)галиматье, получившей широкое распространение в последнее время.

ШБ 5.5.18

гурур на са сйат сва-джано на са сйат
пита на са сйадж джанани на са сйат
даивам на тат сйан на патиш ча са сйан
на мочайед йах самупета-мритйум

Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные.

Что касается летнего лагеря, то приезжие дети потащат всякие нехорошие привычки, идеи, сленг и т.п., поэтому такой вариант "гурукулы" у нас тоже отпадает.

Ну а если исходить, что дети уже есть и делать-то что-то надо, тогда, думаю, что преданные, которым небезразлична эта тема должны объединяться на местах и начинать с малого - воскресной школы или что-то типа того. А по-нормальному, жизни в вайшнавской деревне социальных альтернатив нет. Нужно попытаться создать сельхоз общину.

"...На самом деле я не хочу делать школу ни в каком городе. Городская жизнь, особенно в эту эпоху, в Кали-югу, очень осквернена. Поэт Каупер сказал, что город создан человеком, а деревня — Богом. Поэтому жизнь в деревне пробуждает и поддерживает естественную склонность к сознанию Кришны, и мы хотим создать такую атмосферу в Новом Вриндаване. Твоя помощь в этом деле очень меня вдохновляет". (ПШП Сатьябхаме, 27 декабря 1968)

В Кукуйке мы не планируем детского дома всероссийского масштаба smile Гурукула - это вообще не вариант детского дома, во всяком случае, на мой взгляд, это не то, что будет создавать новые поколения преданных из детей. Т.е. мы хотим всё сделать именно с чистого листа - проактивно, а не под давлением неблагоприятно сложившихся обстоятельств - пытаемся переделать обстоятельства так как нам это нужно, чтобы было соответствие с шастрами и видению Шрилы Прабхупады.

Для того, чтобы гурукула стала по-настоящему социальным проектом, как уже было сказано выше в комментах, нужно трио: родители, образование, среда обитания. Все три в СК. Все три - возможны при наличии: а) адекватных (слишком большая тема, чтобы расшифровывать здесь смысл слова "адекватный") лидеров, способных объединить и организовать людей, б) полноценной семьи (жена+муж (глава семьи)+оба в СК+оба в социальном плане здоровы.

На поселении мы не принимаем на пмж одиноких женщин. Нет такой возможности. Исключение, при определённых обстоятельствах, могут составить женщины-ванапрастхи.
Падмавати даси # 6 марта 2015 в 18:18 +1
то есть принимаем детей в гурукулу только вместе с родителями )))))
Адвайта-Крипалу дас # 7 марта 2015 в 21:07 0
Мне не нравится идея, что родители посылают детей куда-то на сторону, а сами живут полу-кармической жизнью за сколько-то тысяч км. от них. Типа выполнили свои обязанности - отправили ребёнка в Майапур и все дела.

А как это было в ведические времена, когда юный брахмачари жил в доме гуру (гурукуле)?
Вишишта даса # 8 марта 2015 в 08:57 +1
А как это было в ведические времена, когда юный брахмачари жил в доме гуру (гурукуле)?

В ведические времена юный брахмачари до 5 лет жил в семье (и обществе), а это уже согласимся, поведенческие самскары на всю жизнь. Во-вторых, живя в ашраме гуру, брахмачари не были полностью изолированы от внешнего общества (которое, к слову, было ведическим). Было взаимодействие как минимум на уровне ежедневного сбора милостыни. Говоря о том, что мы не берём детей без родителей, я имел в виду, что мы хотим создать именно общество с гурукулой, а не детский дом без общества. Речь шла о проблеме взрослых, а не только детей. Взрослые, которые единственной своей обязанностью считают заработок денег. Это ужасный, неправильно программирующий ребёнка, пример. Первая треть дела - провести самскары для ребёнка плюс начальное воспитание ребёнка в социуме. Дать образование в СК ребёнку - вторая треть дела, и последняя треть в том, чтобы создать для него позитивную альтернативу, которую он выберет после выхода из гурукулы.
Адвайта-Крипалу дас # 9 марта 2015 в 11:22 0
В городе ребенок для очень многих это большая обуза, и многие бы с удовольствием отправили их на воспитание другим.
Вриндавана Чандра дас # 11 марта 2015 в 23:22 0
Я совсем не уверен, что для многих ребенок это обуза. Даже если это преданные (ха-ха, вот пошутил умора просто). Думаю, если говорят про них так, то это следствие какой-то древней пропаганды, в которую сейчас, до сих пор, охотно верится. Что бы там ни было раньше, но сейчас не думаю, что обуза. Родители реально хотят позаботиться, но сил ни у кого почти не хватает на многое в этом вопросе. Ну, прокормить, одеть и обуть это понятно. Заложить понятия о добре и зле, а вернее - понятия социальных навыков приспособления к жизни среди себе подобных. Отправить на воспитание или не отправлять - вопрос скорее выбора, что лучше для ребенка, а не для родителей. И хотя и то, и другое оказывается далеко не идеальным решением, оба варианта несут в себе больше опасностей для воспитания, чем самого воспитания, но это норма жизни. Опасности везде, а реальное воспитание, которое могут себе позволить в жизни даже самые хорошие родители, это всего лишь обучение детей как с ними (опасностями) жить и бороться. По факту ни на что большее почти никто и из преданных совершенно не способен. И вряд ли будет способен. Я пришел к такому выводу, что ничто, даже самая продвинутая община не добавит к этому факту ощутимых плюсов. Дети преданных растут как растут, их надо просто любить, делать что получается, без замаха на сотворение планеты, мега специальные духовно-воспитательные прожекты для детей только отнимут у всех время и измучают детей, не добавив им преданности к Кришне ни на грамм. Так что быть реалистом в этом вопросе для меня это одеть-обуть, обучить каким-то дисциплинам так или иначе, а в духовном вопросе - насколько ты сам как родитель, был чуток и целеустремлен, так ребенок это и дополучит - плюс к своему собственному духовному опыту, с которым он пришел в семью. И кстати, в связи с этим, полагаю, прошлый духовный опыт детей в семье преданных сильно недооценен пока, что и порождает множество лишней суеты.
Вриндавана Чандра дас # 11 марта 2015 в 22:50 0
Не стану скрывать своих мыслей по поводу этого, Вишишта, конечно, ты прав относительно трех пунктов, но так прав, как если бы писал, что нам нужно всего лишь еще три планеты (а не эту одну такую странную) - чтобы вырастить детей преданными. Как будто еще три новые планеты это сложно, но вполне выполнимо. Для нескольких единичных не отсюдных людей может это и реально. Ну подумаешь, поднатужился, напряг вены на висках и вот они три планеты. Силен, что сказать. Но никто его планет не увидит даже. Здесь все настолько хаотично, подавляюще и неконтролируемо, что практически все так или иначе просто стараются элементарно выжить, погружаясь в этот процесс под постоянным гнетом каждодневных непредвиденных сложностей, связанных так или иначе с теми, за кого ты в ответе. Может быть вначале менее редкие души под влиянием особо редких и пытаются поставить все в воспитании детей на неземные рельсы, но очень скоро всепроникающая крутоверть денег (их постоянное отсутствие, вне зависимости от количества их наличия), информации и общения поглощает маленькое обусловленное сознание, и в итоге в лучшем случае ничего больше не остается, кроме как делать хотя бы что-то или как-то, и будь что будет. Но в любом случае это скорее бессистемная гонка в надежде на лучшую долю детям, чем некая систематическая программа воспитания. Я к тому, что даже эти чуть менее редкие семейные детородные души, которые пытаются, все равно очень быстро приходят к минимально управляемому хаосу в своей жизни. И в таком случае для чего на самом деле нам служит программа систематизации духовного образования детей? Ну максимум она вызывает глубокое уважение к ее хотя бы существованию. Вот, программа! Она существует! Ну, допустим, вокруг нее может даже какое-то телодвижение создается, что вселяет еще большее уважение и священный трепет. Главное в начале попытаться, скорее всего это и есть фактические плоды программы, но ведь никто не знает статистику, не проводит исследование и анализ. Люди верят, иначе бы не пытались.
Вриндавана Чандра дас # 11 марта 2015 в 23:29 0
Я это все к чему... Гурукулы в каком то роде сейчас нужны не для детей, а для взрослых, в это и лучше направлять энергию. А дети пускай бегают себе где-то попутно. Школу сделать своим чередом, когда будут возможности и вопрос почти сам собой сможет решаться. Т.е. не морочить мозги насчет детей до поры до времени, родители сами разберутся как-нибудь путем естественных междусобойчиков.
Вриндавана Чандра дас # 11 марта 2015 в 23:47 0
Еще если добавить, детской темой, как и вообще семейной, у нас вдоволь спекулируют пустомельные психологи. За деньги. Что не мешает им пустомелить постоянно безо всякого толку. И статью эту я бы отнес в ту же степь. Т.е. вполне можно и за деньги, а детям толку ноль. Мама все слушает и слушает всякое такое и думает, что уже заботится. Конспектирует. Концентрируется. Эта мамашина ментальная месиловка происходит у молодых мам постоянно, как некий ритуал или жертвоприношение заботы о детях. Зрелые тетеньки переходят на более масштабную заботу о семье через глобализацию семейного пространства, привлекая любого рода хиромантов и суеверников. Не сочтите никто за неуважение, но направление на развитие взрослого образования и создание среды обитания для взрослых преданных я считаю в свою очередь настоящим актуальным занятием. Хотел написать еще и мужским занятием. Но подумал, что есть женщины, которые суеверников и хиромантов оставляют позади, чем неоценимо помогают своим детям духовно продвинуться.
Вишишта даса # 13 марта 2015 в 18:14 0
Спасибо, Вриндаван Чандра. Как всегда интересно было почитать твои мысли.

Для нескольких единичных не отсюдных людей может это и реально. Ну подумаешь, поднатужился, напряг вены на висках и вот они три планеты. Силен, что сказать. Но никто его планет не увидит даже

Я в принципе согласен с тобой, насчёт сложности. Тут фишка в том, что эти три планеты одна без другой не функционируют и не имеет смысла их изолированно создавать. Это то же самое, что автомобиль без колёс. Сложность - другой вопрос. Для начала неплохо определить направленность движения, поставить цели, понять какие детали за что отвечают, какие шестерёнки куда цепляются, без этого нет смысла вообще что-либо делать и даже обсуждать здесь..
Вриндавана Чандра дас # 13 марта 2015 в 20:06 0
Да я потом подумал, наверное местами погорячился, но удалить или исправить уже нельзя все равно, и может это и хорошо, все наружу. И статья эта, и особенно твои вышеизложенные мысли содержали основную идею, согласно которой сознание Кришны детей зависит от сознания Кришны родителей, поэтому, духовно продвигая родителей, можно позаботиться и о детях. Продвижение родителей зависит от твоих трех планет, которые ты создаешь в Кукуйке вместе с единомышленниками.
Вишишта даса # 15 марта 2015 в 09:39 0
Немного упрощённо как-то...Не совсем моя идея.
Вишишта даса # 15 марта 2015 в 13:08 0
Сознание Кришны детей зависит от многих факторов. Хитросплетения кармы сложно понять, почему та или иная джива рождается в семье преданных, не имея никакой склонности к СК. Нельзя отрицать индивидуальность каждого конкретного случая. Гарантий, что при наличии сознающих Кришну родителей будут рождаться и воспитываться сознающие Кришну дети, ясно дело, нет. Насколько помню, Бхактисиддханта Сарасвати остался наиштхика брахмачари, мотивировав это отсутствием уверенности, что у него будут дети в СК. У Бхактивинды Тхакура и Шрилы Прабхупады не все дети были сознающими Кришну (мягко говоря).

В статье, в самом начале, автор также отмечает:
В обществах с традиционной культурой «передача факела» следующему поколению происходит достаточно гладко. Всё общество – родители, соседи, учителя, родственники, правительство, дают одинаковые культурные послания. Однако, кто из нас живёт в обществе с традиционной культурой?

Хотя мы обсуждаем роль родителей в воспитании детей, мы не подразумеваем исключительность этой роли. Идея в том, что мы хотим создать полноценное вайшнавское общество. Мы пытаемся анализировать, различные аспекты успешного общества, элементы культуры, социальную организацию, систему образования и т.д. Рассматриваем их не изолированно друг от друга, а как единое целое. Идея создать всё это с нуля может показаться нереально сложной, но мне лично не импонирует философия бессилия. Делаем свои 100%, а там на всё воля Кришны.
Вриндавана Чандра дас # 16 марта 2015 в 19:35 +1
Ну да, чего-то вот захотелось упростить, а то сложно больно будет. Про независимость в индивидуальной судьбе тоже писал. Но это никто из людей не контролирует и даже не прозревает. Что же касается зависящих от нас вещей, то я скорее поверю в то, что прежде всего ты можешь направить куда-то родителей, чем их детей. Это может ничего не дать их детям, а может и дать. Как и все прочее, помимо родителей. Но родители всегда первые в списке. Мое упрощение не подразумевает полную исключительность роли родителей, но явно указывает на их приоритет перед всем остальным. Это я могу сообщить как отец со стажем и как заинтересованный наблюдатель за другими. Я знаю, что я сделал и что не сделал, и какие плоды принесло то и другое. Там есть мой сектор, за который я ответственен напрямую, а есть множество не моих секторов, на часть из которых я также могу воздействовать, но лишь обходными путями. Некоторая часть возникает сама по себе под влиянием прошлых жизней. Не важно, принимаю я прямую и косвенную ответственность или нет. На моего ребенка будет влиять как моя ответственность, так и безответственность. Нельзя ставить в один культурный ряд всех членов общества, несущих какое-то одно послание. Мое упрощение указывает на вполне очевидную иерархию влияния, или иерархию фильтрации. Первый всеобъемлющий фильтр родительский. Через него все просеивается и передается дальше. Полное отсутствие живых родителей это тот же родительский фильтр, который так же дает определенную фильтрующую установку с самого детства. Я уверен, что идея формирования детей в культурном обществе никогда не переступает через родителей, не несет культуру независимо от них. Авторитет родителей (реальных или виртуальных) неизменно пронизывает все, что формирует детей, или правильнее сказать - от чего зависит формирование. В этой связи кажутся нелепыми и бессмысленными попытки воспитывать чужих детей вне родительской исключительности. Даже если родители никчемные и падшие, а их дети весьма и вопреки всему отмечены божьей печатью, истинная культура в моем понимании никогда не станет пытаться воздействовать напрямую, т. к. в данном подходе в зародыше присутствует порок предательства, оставления в беде, межевание людей подобно какой-то евгенике.
Вриндавана Чандра дас # 16 марта 2015 в 20:25 0
Это, конечно, не идеализация физического родительского фактора. Суть этих рассуждений в том, что души, конституционно находящиеся в подчиненном положении по отношению к Богу, так или иначе оказываются в сознании чьих-то детей, где бы не находились. И раз уж речь идет о детях, то родительский фактор всегда будет основополагающим в силу неистребимости его в самой сути живого существа. Общество в своих разных лицах не может получать связь с детским сознанием, если не является в сути своей родительским обществом. Будь то гуру, сосед или простой учитель - все они ипостаси родителей, но в детском сознании все они ассоциированы с физическими родителями, пока не пробуждено сознание Кришны. А если общество дискриминирует родство, злоупотребляет ювенальными правами, насаждает детям другие приоритеты, подрывая веру в образ родителей, то оно порождает психически травмированных, фашиствующих демонов, зачастую под религиозными флагами.