Где брать энтузиазм для преданного служения.
Автор
|
Опубликовано: 1933 дня назад (19 июня 2018)
|
+1↑ Голосов: 1 |
В течение первых нескольких месяцев, когда я только-только переехала в общину к преданным, возможность следовать садхане буквально приводила меня в экстаз. Живя в городе, я долго мечтала о настоящей интенсивной духовной жизни, которая, как мне казалось, доступна только людям, живущим в храме. Но через пару-тройку месяцев это состояние очень сильно изменилось. То, что приносило радость, превратилось в аскезу.
Непостоянство энтузиазма – это характерная черта преданного служения человека, не достигшего стабильности в своей практике. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает признаки аништхита-бхаджана-крии в Мадхурья-кадамбини: «Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и недостатка вкуса, становится к ней совершенно безразличен. Точно так же, преданный-неофит иногда с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения)».
Ок. Это мы и так все знаем. А делать-то что? Когда живешь с преданными, очень ярко видна эта общая тенденция угасания первоначального энтузиазма. И видно, как разные преданные по-разному реагируют на это явление. Кто-то считает, что пока вкуса к преданному служении нету, то и не нужно пытаться прыгать выше головы, а просто делать свой минимум как получается и ждать, что он придет. Кто-то впадает в отчаяние от того, что уже не может так же наслаждаться преданным служением как и раньше. А кто-то просто погружается в материальные вещи
Интересно вот Бхактивинод Тхакур говорит про энтузиазм в «Бхактья-локе»: «Если человек сохранит тот энтузиазм, который у него был в начале преданного служения, он никогда не станет ленивым, апатичным или рассеянным при повторении святых имен. Поэтому энтузиазм - единственная опора всех видов преданного служения. Служение с энтузиазмом очень быстро приводит на уровень аништхиты и ништхи. Шрила Рупа Госвами говорил: "Когда в человеке пробуждается вера, он получает право заниматься преданным служением. Он получает эту возможность в обществе преданных. И хотя в его служении пока еще нет ништхи, а сердце полно анартх, чистота придет, если преданное служение совершается с энтузиазмом. Ништха крепнет по мере избавления от анартх". Слово шраддха означает веру. Энтузиазм - жизнь шраддхи, без него вера мертва».
Вон оно что получается: пока ништхи нету – нету и постоянного энтузиазма, но чтоб достичь ништхи нужно действовать с энтузиазмом. Заколдованный круг, однако. Очередная ачинтья гаудия-вайшнавской философии? Что же это за зверь такой неуловимый?
Шрила Прабхупада дает замечательное определение энтузиазму в комментарии к третьему тексту «Нектара наставлений»: «Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кршны».
Вдохновение – это что-то такое сентиментально-возвышенное, окрыляющее, что-то такое мистическое, благодаря чему хромой может перейти через горы и тп? Да нет же. Основа энтузиазма – разум. Шрила Прабхупада часто приводит пример с материалистами, которые исполнены энтузиазма, чтоб достичь какого-то положения в обществе или заработать денег. Что ими движет? Они испытывают невероятное счастье, вставая в пять утра и простаивая в пробках по несколько часов, чтоб добраться до скучной работы? Навряд ли их энтузиазм – это то, что часто преданные подразумевают под энтузиазмом в преданном служении. Это совершенно другое чувство. У них есть цель. И человек готов все что угодно терпеть ради этой глупой цели. Так почему же преданные не готовы делать то же самое, если у них есть такая удивительная возможность – вернуться к Самому Прекрасному, Самому Любящему, Самому Красивому Кришне во Вриндаван???
Может цель у нас другая? Что я хочу достичь в результате своей практики? Определение садханы, кстати, это деятельность чувств и ума, направленная на пробуждение любви к Господу, дремлющей в нашем сердце. И повторяю ли я святое имя утром с целью достичь бхавы? Пою службы, слушаю лекцию, делаю практическое служение с целью пробудить свои отношения с Господом? Или зачем вообще я все делаю? И садхана-бхакти ли это в таком случае?
Ну хорошо, не зажигает нас пока идея стать ниджа-даси и вечно служить Шри Шри Радха Говинде в кунджах Вриндавана. А как насчет того, чтоб молиться Нарасимхадеву о помощи в преданном служении? Или недостаточно вдохновляет духовный учитель, который гасит пожар обусловленного материального существования? Ну давайте найдем то, что вдохновляет! Ведь иначе сколько бы нам ни говорили и сами бы мы себе ни талдычили о том, что НАДО заниматься преданным служением, воз так и не сдвинется с места. Пока сами не захотим по-настоящему.
Хоть Антуан де Сент-Экзюпери и не наш ачарья, но говорил красиво: «Если желаете построить корабль, то не созывайте барабанным боем людей собирать древесину, не распределяйте между ними работу и не отдавайте приказы. Вместо всего этого научите их тосковать по бескрайнему морскому простору».
Садхана-бхакти по самой своей природе шубха-да, дает радость. «Звуки святого имени - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе - постоянно усиливают энтузиазм того, кто повторяет эти святые имена (Бхаг, 3.21.22 комм)"
«Эти правила – подъем до 4 утра, посещение мангала-арати, повторение минимум 16 кругов на четках в день, чтение книг, уличная санкиртана, проповедь всем и каждому, предложение прасада и тп – эти принципы призваны защитить нас от нападения майи, поддерживая в нас постоянный энтузиазм. Если мы строго придерживаемся этих принципов, энтузиазм никогда нас не покинет. Они являются источником и средством поддержания нашего вдохновенного желания служить Кришне. Если человек не соблюдает их регулярно, можно не сомневаться, что его энтузиазм постепенно сойдет на нет. Поэтому я прошу тебя при любых обстоятельствах соблюдать эти правила без отклонений и следить за тем, чтоб все преданные, за которых ты отвечаешь, тоже строго следовали им» (31.12.72 ПШП Дхананьджае)
«Так оно и есть: если мы хорошо повторяем свои круги, соблюдаем предписанные правила и избегаем десяти оскорблений, Кришна очень скоро замечает наши усилия и вдыхает в такую искреннюю душу настоящий энтузиазм. Тогда, обладая таким вкусом к сознанию Кришны, мы привлекаемся им все обльше и больше, Кришна дает вдохновение, и наше желание служить Кришне в чистом сознании Кришны все возрастает. Таким образом, существует безбрежный океан нектара преданного служения, который вечно расширяется»… (ПШП 15.06.69 Кришне-деви)
Сознание Кришны – это автокаталитический процесс. То есть само преданное служение стимулирует все большее и большее преданное служение, пока в конечном счете ничего материального в жизни преданного уже не останется.
«Сознание Кришны прекрасно: чем больше ты работаешь, тем больше у тебя энтузиазма. В этом секрет духовной жизни. Тест на духовную жизнь состоит в том, что человек способен работать целыми днями и не уставать. В материальном мире мы поработаем немного и устаем. Мы должны двадцать четыре часа в сутки быть заняты в каком-то посильном служении. Вот что такое настоящая духовная жизнь» (ПШП 24.04.72 Хамсадуте)
«Сознание Кришны так прекрасно, что вы хотите трудиться все больше и больше. Это признак духовной жизни. В материальном мире мы хотим свести свою деятельность к минимуму и побольше отдыхать, но в духовном мире отдыха нет, и нет предела деятельности. Кришна беспределен, служение Ему беспредельно и энергия Его слуг также беспредельна. Хотя нас окружает невежество, если мы постоянно начеку, невежеству места не остается» (ПШП 18.03.69 Тамала-Кришне)
Поэтому выход у нас по большому счету только один – начать заниматься преданным служением, если мы до сих пор этого не сделали. (И не добавлять к автокаталитической реакции никаких ингибиторов, которые замедляют или останавливают процесс)
В общем-то это просто размышления на тему, не претендующие на абсолютную истину, но вдруг и это кого-то вдохновит на преданное служение =)
Харе Кришна.
Непостоянство энтузиазма – это характерная черта преданного служения человека, не достигшего стабильности в своей практике. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает признаки аништхита-бхаджана-крии в Мадхурья-кадамбини: «Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и недостатка вкуса, становится к ней совершенно безразличен. Точно так же, преданный-неофит иногда с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения)».
Ок. Это мы и так все знаем. А делать-то что? Когда живешь с преданными, очень ярко видна эта общая тенденция угасания первоначального энтузиазма. И видно, как разные преданные по-разному реагируют на это явление. Кто-то считает, что пока вкуса к преданному служении нету, то и не нужно пытаться прыгать выше головы, а просто делать свой минимум как получается и ждать, что он придет. Кто-то впадает в отчаяние от того, что уже не может так же наслаждаться преданным служением как и раньше. А кто-то просто погружается в материальные вещи
Интересно вот Бхактивинод Тхакур говорит про энтузиазм в «Бхактья-локе»: «Если человек сохранит тот энтузиазм, который у него был в начале преданного служения, он никогда не станет ленивым, апатичным или рассеянным при повторении святых имен. Поэтому энтузиазм - единственная опора всех видов преданного служения. Служение с энтузиазмом очень быстро приводит на уровень аништхиты и ништхи. Шрила Рупа Госвами говорил: "Когда в человеке пробуждается вера, он получает право заниматься преданным служением. Он получает эту возможность в обществе преданных. И хотя в его служении пока еще нет ништхи, а сердце полно анартх, чистота придет, если преданное служение совершается с энтузиазмом. Ништха крепнет по мере избавления от анартх". Слово шраддха означает веру. Энтузиазм - жизнь шраддхи, без него вера мертва».
Вон оно что получается: пока ништхи нету – нету и постоянного энтузиазма, но чтоб достичь ништхи нужно действовать с энтузиазмом. Заколдованный круг, однако. Очередная ачинтья гаудия-вайшнавской философии? Что же это за зверь такой неуловимый?
Шрила Прабхупада дает замечательное определение энтузиазму в комментарии к третьему тексту «Нектара наставлений»: «Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кршны».
Вдохновение – это что-то такое сентиментально-возвышенное, окрыляющее, что-то такое мистическое, благодаря чему хромой может перейти через горы и тп? Да нет же. Основа энтузиазма – разум. Шрила Прабхупада часто приводит пример с материалистами, которые исполнены энтузиазма, чтоб достичь какого-то положения в обществе или заработать денег. Что ими движет? Они испытывают невероятное счастье, вставая в пять утра и простаивая в пробках по несколько часов, чтоб добраться до скучной работы? Навряд ли их энтузиазм – это то, что часто преданные подразумевают под энтузиазмом в преданном служении. Это совершенно другое чувство. У них есть цель. И человек готов все что угодно терпеть ради этой глупой цели. Так почему же преданные не готовы делать то же самое, если у них есть такая удивительная возможность – вернуться к Самому Прекрасному, Самому Любящему, Самому Красивому Кришне во Вриндаван???
Может цель у нас другая? Что я хочу достичь в результате своей практики? Определение садханы, кстати, это деятельность чувств и ума, направленная на пробуждение любви к Господу, дремлющей в нашем сердце. И повторяю ли я святое имя утром с целью достичь бхавы? Пою службы, слушаю лекцию, делаю практическое служение с целью пробудить свои отношения с Господом? Или зачем вообще я все делаю? И садхана-бхакти ли это в таком случае?
Ну хорошо, не зажигает нас пока идея стать ниджа-даси и вечно служить Шри Шри Радха Говинде в кунджах Вриндавана. А как насчет того, чтоб молиться Нарасимхадеву о помощи в преданном служении? Или недостаточно вдохновляет духовный учитель, который гасит пожар обусловленного материального существования? Ну давайте найдем то, что вдохновляет! Ведь иначе сколько бы нам ни говорили и сами бы мы себе ни талдычили о том, что НАДО заниматься преданным служением, воз так и не сдвинется с места. Пока сами не захотим по-настоящему.
Хоть Антуан де Сент-Экзюпери и не наш ачарья, но говорил красиво: «Если желаете построить корабль, то не созывайте барабанным боем людей собирать древесину, не распределяйте между ними работу и не отдавайте приказы. Вместо всего этого научите их тосковать по бескрайнему морскому простору».
Садхана-бхакти по самой своей природе шубха-да, дает радость. «Звуки святого имени - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе - постоянно усиливают энтузиазм того, кто повторяет эти святые имена (Бхаг, 3.21.22 комм)"
«Эти правила – подъем до 4 утра, посещение мангала-арати, повторение минимум 16 кругов на четках в день, чтение книг, уличная санкиртана, проповедь всем и каждому, предложение прасада и тп – эти принципы призваны защитить нас от нападения майи, поддерживая в нас постоянный энтузиазм. Если мы строго придерживаемся этих принципов, энтузиазм никогда нас не покинет. Они являются источником и средством поддержания нашего вдохновенного желания служить Кришне. Если человек не соблюдает их регулярно, можно не сомневаться, что его энтузиазм постепенно сойдет на нет. Поэтому я прошу тебя при любых обстоятельствах соблюдать эти правила без отклонений и следить за тем, чтоб все преданные, за которых ты отвечаешь, тоже строго следовали им» (31.12.72 ПШП Дхананьджае)
«Так оно и есть: если мы хорошо повторяем свои круги, соблюдаем предписанные правила и избегаем десяти оскорблений, Кришна очень скоро замечает наши усилия и вдыхает в такую искреннюю душу настоящий энтузиазм. Тогда, обладая таким вкусом к сознанию Кришны, мы привлекаемся им все обльше и больше, Кришна дает вдохновение, и наше желание служить Кришне в чистом сознании Кришны все возрастает. Таким образом, существует безбрежный океан нектара преданного служения, который вечно расширяется»… (ПШП 15.06.69 Кришне-деви)
Сознание Кришны – это автокаталитический процесс. То есть само преданное служение стимулирует все большее и большее преданное служение, пока в конечном счете ничего материального в жизни преданного уже не останется.
«Сознание Кришны прекрасно: чем больше ты работаешь, тем больше у тебя энтузиазма. В этом секрет духовной жизни. Тест на духовную жизнь состоит в том, что человек способен работать целыми днями и не уставать. В материальном мире мы поработаем немного и устаем. Мы должны двадцать четыре часа в сутки быть заняты в каком-то посильном служении. Вот что такое настоящая духовная жизнь» (ПШП 24.04.72 Хамсадуте)
«Сознание Кришны так прекрасно, что вы хотите трудиться все больше и больше. Это признак духовной жизни. В материальном мире мы хотим свести свою деятельность к минимуму и побольше отдыхать, но в духовном мире отдыха нет, и нет предела деятельности. Кришна беспределен, служение Ему беспредельно и энергия Его слуг также беспредельна. Хотя нас окружает невежество, если мы постоянно начеку, невежеству места не остается» (ПШП 18.03.69 Тамала-Кришне)
Поэтому выход у нас по большому счету только один – начать заниматься преданным служением, если мы до сих пор этого не сделали. (И не добавлять к автокаталитической реакции никаких ингибиторов, которые замедляют или останавливают процесс)
В общем-то это просто размышления на тему, не претендующие на абсолютную истину, но вдруг и это кого-то вдохновит на преданное служение =)
Харе Кришна.
3306 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!