Мой блог - что хочу, то пишу
Автор блога: | Падмавати даси |
В течение первых нескольких месяцев, когда я только-только переехала в общину к преданным, возможность следовать садхане буквально приводила меня в экстаз. Живя в городе, я долго мечтала о настоящей интенсивной духовной жизни, которая, как мне казалось, доступна только людям, живущим в храме. Но через пару-тройку месяцев это состояние очень сильно изменилось. То, что приносило радость, превратилось в аскезу.
Непостоянство энтузиазма – это характерная черта преданного служения человека, не достигшего стабильности в своей практике. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает признаки аништхита-бхаджана-крии в Мадхурья-кадамбини: «Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и недостатка вкуса, становится к ней совершенно безразличен. Точно так же, преданный-неофит иногда с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения)». Ок. Это мы и так все знаем. А делать-то что? Когда живешь с преданными, очень ярко видна эта общая тенденция угасания первоначального энтузиазма. И видно, как разные преданные по-разному реагируют на это явление. Кто-то считает, что пока вкуса к преданному служении нету, то и не нужно пытаться прыгать выше головы, а просто делать свой минимум как получается и ждать, что он придет. Кто-то впадает в отчаяние от того, что уже не может так же наслаждаться преданным служением как и раньше. А кто-то просто погружается в материальные вещи Интересно вот Бхактивинод Тхакур говорит про энтузиазм в «Бхактья-локе»: «Если человек сохранит тот энтузиазм, который у него был в начале преданного служения, он никогда не станет ленивым, апатичным или рассеянным при повторении святых имен. Поэтому энтузиазм - единственная опора всех видов преданного служения. Служение с энтузиазмом очень быстро приводит на уровень аништхиты и ништхи. Шрила Рупа Госвами говорил: "Когда в человеке пробуждается вера, он получает право заниматься преданным служением. Он получает эту возможность в обществе преданных. И хотя в его служении пока еще нет ништхи, а сердце полно анартх, чистота придет, если преданное служение совершается с энтузиазмом. Ништха крепнет по мере избавления от анартх". Слово шраддха означает веру. Энтузиазм - жизнь шраддхи, без него вера мертва». Вон оно что получается: пока ништхи нету – нету и постоянного энтузиазма, но чтоб достичь ништхи нужно действовать с энтузиазмом. Заколдованный круг, однако. Очередная ачинтья гаудия-вайшнавской философии? Что же это за зверь такой неуловимый? Шрила Прабхупада дает замечательное определение энтузиазму в комментарии к третьему тексту «Нектара наставлений»: «Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кршны». Вдохновение – это что-то такое сентиментально-возвышенное, окрыляющее, что-то такое мистическое, благодаря чему хромой может перейти через горы и тп? Да нет же. Основа энтузиазма – разум. Шрила Прабхупада часто приводит пример с материалистами, которые исполнены энтузиазма, чтоб достичь какого-то положения в обществе или заработать денег. Что ими движет? Они испытывают невероятное счастье, вставая в пять утра и простаивая в пробках по несколько часов, чтоб добраться до скучной работы? Навряд ли их энтузиазм – это то, что часто преданные подразумевают под энтузиазмом в преданном служении. Это совершенно другое чувство. У них есть цель. И человек готов все что угодно терпеть ради этой глупой цели. Так почему же преданные не готовы делать то же самое, если у них есть такая удивительная возможность – вернуться к Самому Прекрасному, Самому Любящему, Самому Красивому Кришне во Вриндаван??? Может цель у нас другая? Что я хочу достичь в результате своей практики? Определение садханы, кстати, это деятельность чувств и ума, направленная на пробуждение любви к Господу, дремлющей в нашем сердце. И повторяю ли я святое имя утром с целью достичь бхавы? Пою службы, слушаю лекцию, делаю практическое служение с целью пробудить свои отношения с Господом? Или зачем вообще я все делаю? И садхана-бхакти ли это в таком случае? Ну хорошо, не зажигает нас пока идея стать ниджа-даси и вечно служить Шри Шри Радха Говинде в кунджах Вриндавана. А как насчет того, чтоб молиться Нарасимхадеву о помощи в преданном служении? Или недостаточно вдохновляет духовный учитель, который гасит пожар обусловленного материального существования? Ну давайте найдем то, что вдохновляет! Ведь иначе сколько бы нам ни говорили и сами бы мы себе ни талдычили о том, что НАДО заниматься преданным служением, воз так и не сдвинется с места. Пока сами не захотим по-настоящему. Хоть Антуан де Сент-Экзюпери и не наш ачарья, но говорил красиво: «Если желаете построить корабль, то не созывайте барабанным боем людей собирать древесину, не распределяйте между ними работу и не отдавайте приказы. Вместо всего этого научите их тосковать по бескрайнему морскому простору». Садхана-бхакти по самой своей природе шубха-да, дает радость. «Звуки святого имени - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе - постоянно усиливают энтузиазм того, кто повторяет эти святые имена (Бхаг, 3.21.22 комм)" «Эти правила – подъем до 4 утра, посещение мангала-арати, повторение минимум 16 кругов на четках в день, чтение книг, уличная санкиртана, проповедь всем и каждому, предложение прасада и тп – эти принципы призваны защитить нас от нападения майи, поддерживая в нас постоянный энтузиазм. Если мы строго придерживаемся этих принципов, энтузиазм никогда нас не покинет. Они являются источником и средством поддержания нашего вдохновенного желания служить Кришне. Если человек не соблюдает их регулярно, можно не сомневаться, что его энтузиазм постепенно сойдет на нет. Поэтому я прошу тебя при любых обстоятельствах соблюдать эти правила без отклонений и следить за тем, чтоб все преданные, за которых ты отвечаешь, тоже строго следовали им» (31.12.72 ПШП Дхананьджае) «Так оно и есть: если мы хорошо повторяем свои круги, соблюдаем предписанные правила и избегаем десяти оскорблений, Кришна очень скоро замечает наши усилия и вдыхает в такую искреннюю душу настоящий энтузиазм. Тогда, обладая таким вкусом к сознанию Кришны, мы привлекаемся им все обльше и больше, Кришна дает вдохновение, и наше желание служить Кришне в чистом сознании Кришны все возрастает. Таким образом, существует безбрежный океан нектара преданного служения, который вечно расширяется»… (ПШП 15.06.69 Кришне-деви) Сознание Кришны – это автокаталитический процесс. То есть само преданное служение стимулирует все большее и большее преданное служение, пока в конечном счете ничего материального в жизни преданного уже не останется. «Сознание Кришны прекрасно: чем больше ты работаешь, тем больше у тебя энтузиазма. В этом секрет духовной жизни. Тест на духовную жизнь состоит в том, что человек способен работать целыми днями и не уставать. В материальном мире мы поработаем немного и устаем. Мы должны двадцать четыре часа в сутки быть заняты в каком-то посильном служении. Вот что такое настоящая духовная жизнь» (ПШП 24.04.72 Хамсадуте) «Сознание Кришны так прекрасно, что вы хотите трудиться все больше и больше. Это признак духовной жизни. В материальном мире мы хотим свести свою деятельность к минимуму и побольше отдыхать, но в духовном мире отдыха нет, и нет предела деятельности. Кришна беспределен, служение Ему беспредельно и энергия Его слуг также беспредельна. Хотя нас окружает невежество, если мы постоянно начеку, невежеству места не остается» (ПШП 18.03.69 Тамала-Кришне) Поэтому выход у нас по большому счету только один – начать заниматься преданным служением, если мы до сих пор этого не сделали. (И не добавлять к автокаталитической реакции никаких ингибиторов, которые замедляют или останавливают процесс) В общем-то это просто размышления на тему, не претендующие на абсолютную истину, но вдруг и это кого-то вдохновит на преданное служение =) Харе Кришна.
Падмавати даси
19 июня 2018
+1
3306
Нет комментариев
|
О Нама, чистый океан блаженства,
По Своей воле Ты явился в этот мир, Ты - цель и средство достиженья совершенства Для тех, стопам кто поклоняется Твоим. Ты - радуга для тех, кто клады ищет Сокровищниц божественной любви. Утеха страждущим, а для голодных - пища, Чтоб голод души утолить смогли. Весна - влюбленным, а больным - лекарство. Ты - компас потерявшимся в тайге, В лесу пылающем, уставшим от мытарства. Светильник тем, кто ищет путь во тьме. Надежды лучик в темноте печали, Ты - звонкий ручеек живительной воды, Что жажду премы чистой утоляет В пустыне истомившейся души. Ты дождик, проливающий на пустошь Скупого сердца Свой нектар живой, И долгожданным Своим светом лунным Душе-чакоре Ты несешь покой. Господь мой, лишь Твое святое имя Наполнит сердце, душу оживит, Прошу, пусть в жизнь мою оно войдет отныне И не покинет больше ни на миг |
Отчего на сердце тоскливо –
Череда вариантов идет: Жизнь семейную сделать счастливой Иль от кармы очистить свой род. Или прошлые грубые связи Держат ум, не могу отпустить… Или следовать распорядку, Чтоб спокойнее было жить. Говорят мне, что необходимо В жизни место найти свое, «Следуй дхарме и будешь счастливой», Но не слушает сердце мое. Что с того, что я стану успешной? Что с того, что себя полюблю? Если я все равно как и прежде В тоске по любви горю. Помогать отовсюду готовы, Всему могут меня научить, Психологией или диетой В сердце боли огонь потушить. Аюрведа, палмистри, джйотишь, Астрология, ягьи, успех, Психология – сколько хочешь, Можно прям разорваться на всех! Отчего я плачу порою, А порой просто грустно молчу? От того ли, что плохо в семье, Или в обществе счастья хочу? От любви я хочу быть пьяной, И в безумстве петь со всех сил! Я прошу, не надо обмана! ВСЕМ без Кришны свет ведь не мил! Ум вайшнава как птица чатаки, Ты из лужи водой не пои, Лучше дай насладиться сполна Дождем чистой Кришна-катхи. Не давайте мне временных практик, Помогите любовь обрести! Помогите мне в Кришну влюбиться И себя с Ним в общении найти. |
Меня давно просят написать чего-нибудь для сайта. Наконец, взялась. Это один из немногих случаев, когда я в кои-то веки делаю что-то не для себя. Когда живешь с преданными, собственные интересы постоянно вступают в противоречие с интересами общины. В городе этот конфликт не так заметен. В конце концов, раз в неделю приготовить прасад на программу или помочь пол помыть – можно немного и поступиться собственными желаниями или нежеланиями. Для поддержания имиджа. В деревне все по-другому. По крайней мере, у меня.
Уже неделю меня просили посадить огурцы. ![]() Кришна говорит сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа – оставь все свои дела, предайся Мне. Кришне предаться просто, и гуру предаться просто, они ж далеко. Я проходила бхакти-шастры, я помню, что кришна-анушиланам значит не только Кришне хотеть доставлять удовольствие, но и Его преданным. С этим уже сложнее. Они ж конкретно говорят, что нужно делать, и постоянно говорят, а так не хооочется… И даже если делаешь какое-то служение, то как Дурйодхана, который Кришне свои хоромы предоставил, пир закатил отменный – ну все как полагается чтоб Кришна был доволен. А Кришна не принял, потому что настроение какое было? Я тебе, ты – мне. Я тебе сейчас послужу, а ты мне потом поможешь. Зачем я служу преданным? Ну, много с них, может, и не возьмешь, ну, по крайней мере, не будут давить сильно, что не делаю ничего. Вот и думать – принимает Кришна такое служение или не принимает? Гуру Махарадж сказал недавно, что духовность нашего опыта проверяется тем, делает нас этот опыт смиренней или нет, или заставляет гордиться. Легко быть смиренным, когда тебя никто не видит и ничего не просит. |
Вы не можете себе представить жизнь без денег. Если вы живете где-то на селе, в деревне, где все необходимое вы сами производите, вам не нужны деньги. До сих пор в мире есть такие места, где люди не зарабатывают и не пользуются деньгами. Раньше так было. Прямо здесь, прямо вот в этом месте. Не так давно это место было полями, где люди жили, не пользуясь деньгами. Сейчас вы не можете себе этого представить. Вы не можете себе представить жизнь без денег. Знаете, что? Вы не можете питаться рупиями. Пластиковые деньги. В основном деньги – это просто воображаемые, виртуальные деньги, пластиковые карточки.
Ситуация не очень способствует практике преданного служения, поэтому Шрила Прабхупада хотел установить варнашраму, чтобы сделать ситуацию благоприятной для этого. Возможно ли для преданных, которые являются частью этих крысиных гонок сознавать Кришну? Это не невозможно. Но это трудно, потому что… Есть одна цитата Шрилы Прабхупады, и он говорит, что современная цивилизация основана на тяжком труде. Вам приходится очень тяжело трудиться долгие часы в общении с непреданными, которые в лучшем случае просто не сознают Кришну, во многих случаях они также очень деградировали. Чтобы продвигаться в сознании Кришны, нужно иметь хорошее общение и также нужно время для садханы. Это не просто вопрос какой-то машины или так вот вы в автобусе сидите, джапу читаете. Лучше время отводить каждый день. Рано утром вставать. Мангала-арати проводить. Лекцию – не просто раз в неделю. Есть сотни преданных в Ченнае и мало кто из них даже раз в неделю приезжает. Сангат санджайате камах. Мы развиваем желания благодаря общению. Если мы общаемся с материалистами и у нас нет времени на садхану, нам будет очень трудно продвигаться. Шрила Прабхупада хотел учредить эти общины. Недавно у нас только зародилась такая община в районе Салема. Один из преданных сказал: сейчас я здесь, у меня эта проблема, та проблема. Конечно, это не так удобно как жизнь в городе. Но я сказал, когда ты в городе, ты не вставал рано утром каждое утро, ты не проводил каждое утро с преданными мангала-арати, у тебя не было нормальной джапы каждое утро, у тебя не было лекций, ты жил с непреданными. Для твоей духовной жизни это гораздо лучше. И он понял. Потому что эта причина – как раз самая главная, почему он туда поехал. Он думал: о, эта проблема, та проблема. Да. Ради тех небольших удобств, которые вы можете себе позволить в городе, вы ломаете всю свою жизнь. У вас есть эти удобства дома, но у вас остается время, как раз для того, чтобы поесть дома и поспать. Иногда даже поесть нет времени. Кто? Ты мне сказал? Кто мне сказал? На работе, они вас там садят за какой-нибудь программный проект, и начальник говорит: «Даже не нужно домой возвращаться, если ты голоден, мы тебе принесем пищи, если ты устал… Ты вообще не должен уставать! (Смех в зале). Ну ты можешь здесь поспать – на работе. Ты вообще не возвращайся домой. Просто здесь оставайся. Ешь, спи и работай!» Вот и все. Вот, что они ожидают. Если ты не женат, зачем тебе вообще домой возвращаться. Это в твоем случае произошло. Ну, ты не единственный. Просто живи тут в офисе и работай, работай. А когда у вас происходит нервный срыв, ну все те деньги, которые ты заработал, что у тебя осталось, ты можешь вложить их в психлечебницу. Это очень большой бизнес, в предместьях Бангалора - клиника. И кто-то вместо тебя придет и будет работать как раб. Все они берут этих детей из колледжей. Они им ничего почти не платят и из них до последней капли все выжимают, потом их выбрасывают и приводят других людей. Вы смеетесь, но это не очень-то смешно. Люди по-настоящему страдают. Они их вдохновляют: идите в бары, занимайтесь сексом и так далее, потому что таким образом они не будут думать просто. Если они выпускают их раз в неделю, просто как хозяин выпускает собаку раз в день, чтобы она там сходила по нужде. И они также выпускают их раз в неделю: сходите в бары, там, займитесь сексом. Они вдохновляют их на это, и они не думают, у них вообще здравомыслия нет. То есть это по-настоящему демоничная система. И этих людей называют великими героями, они – герои Индии, они развивают страну. Это совершенно демонично. И как судят о социальном положении человека? О, моя дочь – инженер-программист в Бангалоре. Это означает, что она занимается незаконным сексом, пьет и курит. Очень хорошо, очень хорошо. Так что это не смешно, то, что происходит. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Псевдобрахманы есть и в ИСККОН» |
Преданные пытаются развивать отношения со святым именем. "Чем больше усилий я приложу в воспевании, тем больше Кришна будет доволен, больше проявится в моей жизни". Но что стоит за этим? Как правило умонастроение преданного "Я - контролирующий, от меня все зависит, я в центре". Такой преданный считает, что если он повторяет святое имя чисто, то он повторяет чистое святое имя, если он повторяет святое имя с оскорблениями, то святое имя не чисто. Однако, святое имя - это святое имя. Аджамила произнес святое имя когда за ним пришли Ямадуты. Мы можем спекулировать, что он звал сына, но вспомнил в последний момент о Господе, поэтому Вишнудуты пришли за ним, но на самом деле он просто произнес святое имя и этого было достаточно. Святое имя самодостаточно, оно чисто по своей сути не зависимо от того, как мы его произносим, однако от наших усилий может зависеть в какой степени мы получим милость чистого святого имени. Пока человек не осознает этого, пока он не поймет, что в центре воспевания не он, в центре воспевания святое имя, не может быть и речи о том, чтоб он развивал отношения со святым именем.
Преданные думают, что это личностный подход - считать, что Кришна проявляется в моей жизни пропорционально моим усилиям. Что они подразумевают под "собой" и "своими усилиями"? Человек отождествляет себя со своим телом, умом и речью и считает, что взаимодействие с этими элементами и есть взаимодействие с личностью. Мы все стремимся к личностным отношениям, однако в материальном мире все безлично. То, что нам кажется личностным, на самом деле есть проявление имперсонализма. Я думаю, что развиваю личностные отношения с кем-то, но в действительности это просто игра. Как у ребенка может быть плюшевый мишка, он ему придумывает имя, характер, и строит с ним отношения. Так же и мы, развиваем отношения с телом и умом другого человека, не имея ничего общего с личностью. На самом деле, только осознав Кришну как Личность, мы можем избавиться от имперсонализма. И единственный процесс, который может помочь нам в этом - чистое преданное служение. (по мотивам лекции ЕС Бхакти Видьяпурна Свами, 16.11.14) |
...Верность также означает, что мы испытываем отвращение к себе и вину, если при каких-либо обстоятельствах обнаружили, что приняли в качестве гуру кого-либо другого. Как-то раз, когда Шрила Прабхупада еще был с нами, учителя гурукулы стали всерьез следовать учению Мэри Монтессори. Киртанананда тогда сказал: «Они приняли нового гуру». Это было самым худшим, что можно было услышать, и признаком того, что учителя должны немедленно пересмотреть свои приоритеты и определиться, кто их гуру.
Чем в большей степени мы сохраняем привычки, которым научились у него, например, манеру есть и одеваться, тем в большей степени памятование о нем будет проявлением нашей верности, - при условии, что мы руководствуемся при этом разумом. Ученик Шрилы Прабхупады верен его философии, даже перед лицом оппозиции. Шрила Прабхупада говорил, что жизнь происходит из жизни и что ученые не способны создать жизнь. Он также говорил, что они не летали на луну и никогда не смогут этого сделать. Полубоги и Господь - реальные личности. Необходимо регулярно читать книги Шрилы Прабхупады (это еще одно проявление верности}, не изменяя и не корректируя его заключения. Сохраняя то, что он дал нам, живя в обществе преданных, всегда повторяя маха-мантру, мы демонстрируем свою верность Прабхупаде. Сама идея верности Шриле Прабхупаде является частью бесценного дара Прабхупады. Он дал нам множество возможностей проявлять верность, а также вдохновение это делать. (Сатсварупа дас Госвами, Нектар Прабхупады] |