Несостоявшаяся община под Харьковом: история и причины неудачи.

Автор
Опубликовано: 3391 день назад ( 7 февраля 2013)
Редактировалось: 2 раза — последний вчера в 15:38
+5
Голосов: 5
В 2009 - 2010 годах я участвовал в строительстве вайшнавской общины в Харьковской области под руководством Дханешвары прабху.
Неудачный опыт часто оставляет негативные впечатления у людей, которые наблюдают за этим, ставит под сомнение идею и состоятельность руководителя проекта. Чтобы рассеять эти сомнения и исключить возможность неверного толкования, хочу рассказать как было на самом деле.
Можно начать с того, что Е.М. Дханешвара прабху, ученик Шрилы Прабхупады, являясь идейным вдохновителем и духовным наставником в деле создания сельскохозяйственых общин, не является непосредственным руководителем подобных проектов. Это соответствует идее варнашрамы о руководстве обществом кшатриями под контролем брахманов. После приезда Дханешвары прабху на Украину в 2005 г. было создано несколько проектов, которые не соответствовали идеалу, который он проповедовал из-за собственного видения непосредственного лидера общины.
Дханешвара прабху искал лидера, который мог бы начать строительство общины опираясь на его наставления, а не на свои собственные представления. В 2009 г. за строительство общины решил взяться Джая Мангал прабху, переводчик, мотивированный тем, что он как никто другой понимает идею, которую проповедует Дханешвара прабху.
Общину решили строить в Харьковской области по причине того, что руководство храма хорошо относилось к этой идее и даже была группа преданных, которые планировали переезд в деревню. Одним из условий Дханешвары пр. было отсутствие частной собственности. Т.е "храм размером с деревню", в котором вся собственность принадлежит ИСККОН, а преданные следуют храмовому стандарту садханы. Многие преданные на эти условия были не согласны. Оформлять собственность на ИСККОН в нашей стране представляется опасным: недоброжелатели могут найти повод отобрать его. Поэтому решили оформлять дома на лиц, рекомендованных руководством храма. Вместо земли под постройку хотели для начала купить жилые дома, чтобы было где жить "пионерам". Естественно, что у храма нет средств для покупки домов. Могущественных спонсоров тоже не оказалось. На этом можно было бы закончить рассказ. Но каким-то образом община просуществовала около полутора лет. Один преданный, не согласный с идеей отказа от частной собственности, решил купить дом для себя в этой деревне, чтобы быть ближе к преданным, и до своего переезда предоставил свой дом в пользование "общине". Примерно похожим образом были приобретены ещё один дом в нежилом состоянии и было собрано пожертвование, достаточное для покупки трёх разваленных домов, которые мы планировали снести и на их месте построить новые дома. В общей сложности "жилой фонд" общины составили три дома не принадлежащие общине (два жилых и один наспех восстановленный после десятилетнего запустения) и три участка под строительство. В деревню переехали три семьи, сам Дханешвара пр, брахмачари, которых хотел стать его учеником, а также немного позже присоединились двое преданных из Днепропетровска, которые хотели создать семьи.
Планировалось, что через полгода количество преданных возрастёт до 20 человек (судя по количеству желающих). Мы планировали использовать больше 2 гектар земли для посадки (сумма взятых вместе участков - жилых и нежилых домов). В тот момент, когда мы думали о покупке коровы, нам рассказали, что в соседнем посёлке человек собирается сдавать "на мясо" полуторагодовалую тёлку хорошей породы. Вдохновлённые духом сострадания мы купили эту тёлку. Ветеринар сказал, что её возраст подходящий для осеменения. Однако в нашей деревне это было непростым делом. там не было ни одного быка. Там практиковали только искусственное осеменение. Подробнее об этом я расскажу в другой записи.
Однако, вопреки ожиданиям, количество преданных в общине не стало быстро расти.
(продолжение следует...)
2152 просмотра
Комментарии (10)
Вишишта даса # 7 февраля 2013 в 17:34 +2
Огромное спасибо, Эканатх Бхакти прабху. Информация из первых рук очень ценна, а также мало кто готов делиться неудачным опытом. Очень интересно читать о вашем личном отношении к происшедшему и ваше понимание причин и следствий. Многие "общины" на начальном этапе проходят примерно через похожие стадии и для энтузиастов построения новой общины ваш опыт поистине бесценен. Спасибо ещё раз. Ждём продолжения с нетерпением.
Ашока дас # 7 февраля 2013 в 19:36 +1
Неплохая стартовая комплектность - минимум 10 преданных. Это уже община. Нам до этого ещё расти и расти :)))
И что же дальше...
Вишишта даса # 8 февраля 2013 в 07:06 +3
минимум 10 преданных. Это уже община.

Община - это не количество людей, а общность интересов. Помню Шиварам Махарадж ответил на вопрос "сколько нужно человек для старта?". Сказал, что чем меньше тем лучше. В Венгрии начальный костяк состоял из пяти человек. Главное, чтобы они были реально единомышленниками и разделяли основные положения концепции. Здесь же налицо разница мнений в стартовой группе - одни за частную собственность, другие против, и в то же время, те, что "против" составляют основной костяк и при этом зависят в построении общины от тех, что "за". Добром такое не может кончиться, даже теоретически. Оформлять на религиозную организацию собственность в наше время в нашем месте тоже не очень разумно, особенно, если основными вкладчиками в неё будут бедные грихастхи. Риск впасть в кабалу и злоупотребления от стороннего меняющегося руководства религиозной организации, а в долгосрочной перспективе есть риск вообще потерять всё, что с таким трудом было сделано - религиозно-политические тенденции на постсоветском пространстве известны любому местному "чайнику". Как мы видим, вкладываться в такой общак мало кто захотел - это естественно. Что касается участия бизнесменов, то они будут взаимодействовать с надёжными проектами. Это подразумевает, что люди, организовавшие проект должны доказать окружающим серьёзность своих намерений (что проверяется очень просто - временем), и способность\квалификацию правильно распоряжаться финансовой и другой помощью.

Другая проблема, как мне представляется - это недостаточная база для долгосрочного развития. Мало земли, но это проблема будущего, которое не состоялась.
Ашока дас # 8 февраля 2013 в 12:23 +1
Общность интересов - это всё хорошо, и основополагающий аспект в развитии поселения.
Но когда ты один (вдвоём, втроём...) живёшь долгое время, то начинаешь дичать, и отношения обостряются. И уже согласен увидеть любого преданного, пусть он даже ругает тебя за твоё дело и просто так; но преданного, чтобы всем вместе почитать Бхагаватам и спеть киртан.
Может и есть такие, кто может месяцами и года жить одни на поселении и при этом прогрессировать в сознании Кришны и не терять энтузиазм в начинании. Но в основном, всем нужно общение. Разные преданные, с которыми мы общались, в разных городах, не хотят к нам ехать (в т.ч. и жить) не только потому, что ифраструктуры у нас нет, но и потому что нет коллектива. Они говорят: А кто там у вас живёт? - Да вот, я, да ты, да мы с тобой...
А начальной группе мало быть единомышленниками (хотя и таких, раз-два и обчёлся), люди должны быть реально близкими друг другу. А на одном этикете в таких маленьких группах далеко не уедешь.

p.s. Преданным лего быть преданными друг с другом, когда они приходят только на воскресную программу. Они безмерно счастливы и радуются друг другу. Но как только они начинают вместе жить или делать какое-то общее дело, куда нужно вкладываться, то сразу стновяться волками или коммерциализируют свои отношения.
Вишишта даса # 8 февраля 2013 в 13:23 +2
Проблема малых коллективов - одна из серьёзнейших проблем экопоселений и 10 и 20 человек - мало для полноценного общения. Должны быть регулярные выезды из "берлоги" с проповедью и общением, поездки в Дхаму.
Ашока дас # 8 февраля 2013 в 13:48 +2
Должны быть регулярные выезды из "берлоги" с проповедью и общением
То есть жизнь в общине сама по себе не самодостаточна? Всегда, всем и везде нужно выезжать куда-то?
Или это болезнь начинающих общин?
Если организовать общину, как видел это Прабхупада, то жить и служить в такой общине недостаточно для духовного прогресса? Или это веление Господа Чайтаньи о том, что каждый должен проповедовать, и Шрила Прабхупада продолжатель этой идеи. Поэтому каждый в исконе должен распространять книги, харинамить или заниматься ffl - ведь эти три главных направления для проповеди дал Прабхупада. И если мы не приняли на себя одну из этих составляющих миссии, то мы не удел, и духовный прогресс замедляется? Ну, по крайней мере, в городах именно такая проповедь со стороны старших.
Но здесь выходит на свет другая часть миссии Прабхупады (о которой в основном умалчивается) - варнашрама. И встаёт вопрос: строить варнашраму, строя поселение, - это та же санкиртана, как и в больших городах каждый день по много часов ходить с книгами? Это так же нужно и так же дорого Прабхупаде, как и распространение книг? Тогда зачем выезжать из "берлоги"? А если нет, тогда получается варнашрама - это некий факультатив?
Вишишта даса # 8 февраля 2013 в 14:15 +3
То есть жизнь в общине сама по себе не самодостаточна?

Риторический вопрос. Вы ведь там не одним снегом питаетесь, я надеюсь  cold Помимо еды нужно много всего остального, социальная жизнь не на последнем месте.

получается варнашрама - это некий факультатив?

До варнашрамы примерно так же далеко, как до проявления Золотого века. Варнашрама это цель лет на 200 вперёд и это гораздо труднее распространения книг и вообще всего, что было сделано на сегодня в нашем движении. Не будь это так, Шрила Прабхупада всё сделал бы. Это маха-проповедь, для которой вначале нужно создать серьёзную базу, задел. И вот эта черновая работа - самая тяжёлая. Желающих на неё много не найдётся. Удивляться не приходится, что люди не спешат ехать на поселения, ведь все сидят на крючке комфорта. И трудно сказать ещё кто более одинок, маленькая команда, создающая деревенское поселение или городские одиночки, борющиеся каждый за себя...

Выезжать нужно по многим причинам, несколько из них на уме:

1. Чтобы не одичать
2. Чтобы поддерживать проповеднический тонус и привлекать новых людей
3. Чтобы получать вайшнава-сангу, делиться опытом и учиться
4. Чтобы видеть бесперспективность городского направления развития нашего общества

Помимо этого есть ещё более грубые нужды, типа бананов и валенок, а это также подразумевает минимальную экономическую вовечённость во внешний мир.
Сергей Вертуганов # 8 февраля 2013 в 15:13 +1
Выезжать нужно не от голода, а от наполненности благодатью, чтобы поделиться с другими, падаятрой.
Ашока дас # 8 февраля 2013 в 15:31 +2
Это идеал. Но если я не дорос до этого идеала, то буду выезжать за продуктами и ЗА той самой благодатью, чтобы наполниться её и привезти в общину, где её размножат и ответят тем же.
И потом, есть большая разница между уже развитой общиной и только начинающей.
Вы описываете принципы функционирования состоявшейся общины, но забываете, что любая община проходит этапы становления, которые отнюдь не лёгкие ни в материальном, ни в духовном плане. Опыт возникновения общин при Шриле Прабхупаде и после него ярко говорит об этом.
Эканатх Бхакти дас # 8 февраля 2013 в 23:35 +2
Простите, что не успел закончить статью. Завтра допишу и можно будет вместе провести подробный анализ.