Кони с шорам на глазах или миф об исключительности

Автор
Опубликовано: 981 день назад ( 8 марта 2016)
Редактировалось: 2 раза — последний сегодня в 15:11
+3
Голосов: 3
Недавно вновь услышал об "исключительной важности" очередной недавно изобретённой чудо-программы, и о том, что если мы не участвуем в ней, тогда, дескать как мы обретём милость Господа Чайтаньи. В общем, очередное "Я есмь путь, истина и жизнь"...

Что касается программы Бхакти Врикша, то моё частное мнение таково, что это неплохая программа для привлечения определённой категории людей. Но это не самодостаточная программа ни с точки зрения социального развития нашего общества, ни с точки зрения массового образования. Идея возможности сосуществования массовости и качества не приложима ни к каким программам в принципе. Массовость и качество могут проявиться только в присутствии великих святых личностей или Самого Господа. Программа - лишь механизм, но бхакти немеханистично по природе.

"Каждый сверчок, знай свой шесток!" - в ИСККОН есть множество программ - проповедь новым людям, распространение книг, программы общения, храмового поклонения Божествам, образования, сельхозобщины. Это не какие-то конкурирующие фирмы, претендующие на исключительность и абсолютное решение всех проблем. Скорее - это части одного целого, каковым задумал Шрила Прабхупада ИСККОН. Адекватность восприятия этих столь разных программ рядовыми преданными сильно зависит от зрелости лидеров, стоящих у руля этих программ. Если лидера "заносит" и он претендует на исключительность, тогда он уподобляется коню с шорами на глазах. Кстати, анартху - я великий наставник и духовный лидер, олицетворяет демон Кеши в образе именно коня smile Смиренно помолимся, чтобы Господь убил этого мерзкого демона в нашем сердце!

Какова сравнительная ценность разных программ у нас в Движении? В девяностые годы, подчёркивалась программа распространения книг и если вы этим не занимались, тогда некоторые преданные считали вас людьми "второго сорта". Сейчас тренд изменился, но суть осталась та же, если вы не занимаетесь: бхакти-врикшей/заботой/косвенной проповедью/голока фестами и т.д. (ненужное зачеркнуть, нужное оставить) - тогда вы не можете быть полноценными членами ИСККОН. Как видите, суть осталась той же, преданный-неофит считает свою деятельность самой важной и если кто-то не разделяет его восторг по поводу той или иной программы, эти люди автоматически становятся отъявленными скептиками в лучшем случае :)

Если уж говорить об исключительной важности какой-то программы, то это УТРЕННЯЯ ХРАМОВАЯ ПРОГРАММА (мангала-арати, джапа, гуру-пуджа и ШБ), затем по степени важности идёт ВЕЧЕРНЯЯ ХРАМОВАЯ ПРОГРАММА. Затем все остальные СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ виды служения в течение дня. Но как-то к нам в движение закралась подмена этих программ, сперва на уровне терминологии, затем закрепилась в форме философских обоснований и в поведении.

Это мы уже видели в девяностые. Что дальше?

Кони с шорам на глазах или миф об исключительности
1030 просмотров
Комментарии (7)
Вриндавана Чандра дас # 10 марта 2016 в 19:33 +1
Ты верно разделил. Храмовые программы и прочую практическую деятельность. Относительно практической деятельности, думаю, все же можно вести речь о более приоритетном и менее. Или, вернее сказать, что ближе к центру и вокруг чего все вращается. Но смысла нет сочинять приоритеты, когда Прабхупада что-то ясно обозначил. Выдумки ведь почти всегда идут против установленных им приоритетов. Но у нас ведь все не просто. Оскорбительно думать про некоторых избранных, что они выдумывают в разрез с Прабхупадой. Всем дадут понять, что избранные всегда сочиняют исключительно в ключе уже установленных приоритетов, развивая их и расширяя, видоизменяя и адаптируя. Нам не понять, значит мы просто поверим. Тогда было так, а теперь нам сказали по другому.

Для веса, вот, например, такая цитата ИЗ КАНОНИЧЕСКИХ КНИГ (что имеет приоритет перед письмами и лекциями)

Люди должны заниматься практическим служением Господу. В Движении сознания Кришны центром всей нашей деятельности является распространение книг, рассказывающих о Кришне. Это дело чрезвычайной важности. Преданные должны обращаться к каждому человеку, побуждая его читать книги о Кришне, чтобы в будущем этот человек тоже стал преданным. Именно к такой деятельности призывает нас данный стих. Крийасуйаствач-чаранаравиндайох. Занимаясь ею, преданные будут постоянно помнить о лотосных стопах Господа. Тот, кто сосредоточивает все свои усилия на распространении книг, делая это для Кришны, полностью погружается в сознание Кришны. Это и есть самадхи. (ШБ 10.2.37)
Вриндавана Чандра дас # 10 марта 2016 в 20:04 +1
Но это никогда не значило, что другие виды деятельности второсортные. Были, конечно, такие чудаки в 90-х, и сейчас есть, которые не вникают в смысл понятия "центр всей деятельности", все-то они хотят по-простому людей поделить, по виду деятельности. А надо не по простому делить, а по сложному. Вот например, кто против уже названного общего центра деятельности, и кто за. Сложность в том, что в ответ на эти цитаты многие тоже скажут "мы за", но делами будут все равно продолжать говорить обратное. Найдутся даже весьма известные проповедники, кто как бы между прочим (не в ответ на цитату) скажут "мы теперь против того, чтобы считать центром всей деятельности распространение книг, это осталось в дремучем прошлом" - и тут должно быть вроде ясно сразу, досвидос товарищам. Однако, сколько раз прямым текстом, практически в лицо нам говорят подобное, и никакого досвидоса от общества преданных им не поступает. Только лишь киджай отовсюду доносится.
Вриндавана Чандра дас # 10 марта 2016 в 20:23 +1
"В девяностые годы, подчёркивалась программа распространения книг и если вы этим не занимались, тогда некоторые преданные считали вас людьми "второго сорта"."

А почему только в 90-е? Она всегда подчеркивалась и до 90-х. Это теперь она больше не подчеркивается. Это да. Якобы чтоб никого больше не считать второго сорта. Так ведь это только дураки могут так считать. Из-за дураков нельзя уравнивать все на свете. Должен быть центр всей деятельности. И если этот центр распространение книг, то любой, кто действует в системе с данным центром должен считаться распространяющим книги. Не только непосредственные распространители. Но если мы удаляем единый центр и говорим, что теперь все везде поровну, дабы никто никого не ущемлял в духовных правах, то это может статься досадным проигрышем перед теми дуралеями, которые просто не верно понимали центростремительную модель, пытаясь мотивироваться своими низменными сравнениями, и потому все у них так тупо и примитивно, особенно когда они попадают в руководители и начинают притягивать себе подобных шариковых.
Вриндавана Чандра дас # 10 марта 2016 в 20:38 0
Можно возразить, что вот этого-то как раз не избежать в центр-ориентированной деятельности, шариковы и швондеры туда сразу просачиваются и все портят, а потому единственным средством на пути к социальной гармонии является избавление от любых приоритетов среди различных программ. И хочется согласиться. Но не можется. Потому что тогда придется жить по сочиненной тобой или мной схеме, а не по Прабхупаде. Как ни пытайся себя обмануть или логически вывести доказательство верности ему, а лучше биться против швондеров, но с Прабхупадой, чем "убить" их всех, но постоянно сомневаться в верности выдуманного пути.
Вриндавана Чандра дас # 10 марта 2016 в 20:50 +1
Прошу, только не сочти это оппозицией к тому, что ты написал. Я немного зарассуждался тут в отрыве от твоей главной мысли. Храмовые программы - самое главное и ценное, что следует поддерживать прежде всего. Но внешние аспекты берут верх, и потому появляются социальные перекосы. С этим утверждением я совершенно солидарен. Тем не менее, мне показалось не лишним все же настоять на существовании установленного не нами приоритета распространения книг среди всего практического служения, и на том, что этот приоритет вовсе не предназначен для деления людей на первосортных и второсортных.
Вишишта даса # 11 марта 2016 в 10:00 +3
Я согласен с твоим расширением. В основном я акцентировался на склонности людей к бессознательному самоутверждению и самовозвышению через подчёркивание видов деятельности, а не через фактическую практику шраванам-киртанам и возвышение сознания.

Что касается исключительности, приписываемой той или иной деятельности, тут нужно понять сам принцип. Почему Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы распространяли книги? Т.е. даже самая прекрасная деятельность может потерять прайоджану и стать самоцелью. Отсюда и высказывания самого Шрилы Прабхупады про то, что многие думают, что эти книги только для продажи, а не для изучения. И знаменитая фраза, что вы меня удовлетворите, если полюбите Кришну, хотя ожидали, что он скажет про распространение книг.

Это очень тонкий момент - расставление приоритетов так, как это делал сам Шрила Прабхупада. Человек с догматичным мышлением вряд ли преуспеет в правильном понимании целесообразности того же распространения книг. Нужно очень хорошо знать философию, наставления Шрилы Прабхупады в комплексе и в различных ситуациях в приложении к различным категориям людей. И самое главное понимать цель за этими наставлениями. Надежда на то, что просто принятие прибежища у той или иной деятельности как-нибудь выведет нас из облака анартх - сама является следствием анартх.
Вриндавана Чандра дас # 11 марта 2016 в 21:37 0
Согласен с тобой. Про тонкий момент мысль понятна. Внутри этого тоже есть тонкий момент. "Я тут самый бывалый, поэтому лучше знаю философию и наставления Шрилы Прабхупады, в комплексе..." и т.д. - как ты написал. "Поэтому я понимаю цель". Подразумевая, что я могу теперь делать почти, что угодно, прикрываясь недалекостью остальных. Но чтобы этого не происходило, вполне доступную многим понятность Прабхупады в книгах - он сам подтвердил. Т.е. кто-то может и не понимать, и делать самоцелью любое удобное для себя утверждение, создавая себе узкий коридорчик для бездумного марафона. Но при этом никто не может и монополизировать истинное понимание, играя на тех же самых низменных склонностях людей к узким коридорчикам. Впрочем, ты про это и писал. "Если лидера "заносит" и он претендует на исключительность, тогда он уподобляется коню с шорами на глазах." и "Я есмь путь, истина и жизнь". В общем, есть вполне ощутимые границы для любой импровизации. Если Прабхупада сказал, что центральной деятельностью должно быть распространение его литературы, то в адекватном пространстве никак тут не извернешься, чтобы центр переиначить. Придется искать глубину внутри этого наставления, а не где-то там далеко за ним, отменяя при этом само наставление. Если книг не будет, а все люди улягутся в коконы с проводами, чтобы жить в виртуальной реальности, то придется "печатать" виртуальные книги и тоже ложиться в коконы с контейнером виртуальных книг. Так или иначе, чтобы люди читали их, не важно где и в каком виде. Не возможно отменить эту главную задачу и поставить новую. Например, чтобы все люди пили ахимса молоко, давайте доить виртуальное ахимса-молоко. И назвать это истинным скрытым смыслом, который крылся в наставлении распространять книги.